Рик Шерман, основатель консалтинговой фирмы Athena IT Solutions, представил на портале TechTarget обзор основных разновидностей инструментов BI-аналитики и дал общие рекомендации по их покупке и развертыванию.
Многие предприятия тонут в данных о своих реальных и потенциальных клиентах, внутренних бизнес-процессах, поставщиках, партнерах и конкурентах. И очень часто эти данные лежат без движения, хотя их можно было бы конвертировать в рабочую информацию, позволяющую расширять продажи, увеличивать прибыли и эффективно вести бизнес.
Средством, с помощью которого бизнес может трансформировать данные в практически важную информацию, являются инструменты класса Business Intelligence (BI).
Хотя эти инструменты существуют не одно десятилетие, и, по мнению многих, достигли зрелости, рынок BI отличается динамизмом, инновационностью и постоянным развитием в интересах неуклонно расширяющихся нужд компаний всех отраслей и размеров. С годами появилось множество форм BI-инструментов, отвечающих разным способам анализа данных. Чтобы удовлетворить аналитические потребности предприятия и извлечь пользу из BI, очень важно уметь разбираться в этих разновидностях и формах.
Типы средств BI-аналитики
Средства BI-аналитики распадаются на три обширные категории, и каждая из них поддерживает разные формы и возможности BI.
Направляемый (guided) анализ и формирование отчетов. Эта категория охватывает традиционные формы BI, которые годами используются бизнес-персоналом для периодического анализа определенных видов данных. Их пользователем может быть, например, вице-президент компании, исследующий конвейер сбыта, или директор по маркетингу, сравнивающий эффективность маркетинговых компаний, или финансовый директор, анализирующий главные финансовые показатели работы предприятия.
Некогда эта категория средств ограничивалась наперед заданными статическими отчетами, но сегодня бизнес-пользователи могут выбирать, отфильтровывать, сравнивать, визуализировать и анализировать данные с помощью многообразных инструментов. В основе средств BI данной категории лежит предположение, что заранее заданы набор данных и метрики, однако анализ можно варьировать исходя из сиюминутных информационных потребностей пользователя.
Большинство BI-приложений из категории направляемого анализа и формирования отчетов создаются по заказам конечных пользователей ИТ-департаментом или группой BI. Однако бизнес-аналитики также создают BI-ПО, используя BI-инструменты самообслуживания, которые обсуждаются в следующем разделе. Независимо от того, кто создает BI-ПО, за управление регулярно используемыми BI-приложениями и загружаемые в них данные должна отвечать ИТ-команда.
Существуют следующие формы средств BI этой категории:
- отчеты,
- панели мониторинга и карты показателей,
- средства управления эффективностью деятельности организации,
- средства интеграции с электронными таблицами,
- средства BI-поиска.
BI-инструменты самообслуживания. К этой категории относятся средства BI для анализа данных, нацеленного на решение специального вопроса. Это может быть или одноразовый анализ, или конкретно сформулированный повторяемый анализ для коллективной работы.
Совместно используя или публикуя BI-приложение, созданное с помощью BI-инструментов самообслуживания, работники предприятия выступают в двоякой роли потребителей информации и производителей орудия аналитики. В названиях должностей таких пользователей обычно присутствует слово «аналитик», например, бизнес-аналитик, финансовый аналитик или аналитик по кадрам. Эти средства могут использовать и представители управленческого персонала, когда им случается выполнять работу бизнес-аналитика или аналитического гуру для своих коллег или других менеджеров, даже если их должность формально этого не подразумевает.
Если средства направляемого анализа оперируют с предопределенной коллекцией данных и метрик, то BI-инструменты самообслуживания позволяют бизнес-пользователям заниматься анализом, привнося дополнительные данные или определяя новые метрики без участия ИТ-департаментов. В связи с этим ряд BI-вендоров ведет активную рекламу своих продуктов под флагом того, что они не требуют привлечения ИТ-персонала. Однако здесь необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, ИТ-группы управляют доступом к источникам данных на базе потребностей работников, требований безопасности и прав использования приватной информации, и значит, добавляя источники данных, бизнес-пользователи должны получать на это соответствующие привилегии. Во-вторых, источники данных должны быть пригодны для доступа из BI-приложения. Хотя в принципе для BI-ПО легко доступно большинство источников данных, доступ к некоторым источникам может быть административно закрыт. В-третьих, источник данных должен быть внутренне понятен бизнес-пользователю, для чего ему нередко приходится консультироваться с ИТ-группой, чтобы разобраться в схеме данных и определениях, которые необходимы для анализа.
Наконец, независимо от степени сложности BI-инструментов для бизнес-пользователей, их надо уметь эффективно эксплуатировать в плане как производительности труда, так и окупаемости инвестиций. А для этого ИТ-персонал должен обучать пользователей и предоставлять им необходимую поддержку.
В этой категории встречаются следующие формы средств BI:
- средства для специализированных отчетов и анализа,
- онлайновая аналитическая обработка (или так называемые OLAP-кубы),
- обнаружение данных,
- визуализация данных.
Продвинутые средства BI и аналитики. Сюда входят инструменты, используемые специалистами по изучению данных для создания предсказательных и предписывающих аналитических моделей. Это ПО для прогнозной аналитики, статистического моделирования, поиска закономерностей в данных (data mining) и аналитики больших данных. Для применения этих средств специалистам по данным обычно приходится тратить значительную часть времени на ввод, интеграцию и очистку данных. Эта категория выходит за рамки настоящей статьи, однако упомянута для того, чтобы иметь представление обо всем разнообразии форм BI-инструментария.
Как подходить к покупке средств BI-аналитики
Все обсуждаемые здесь формы BI происходят от самостоятельных специализированных инструментов BI, некогда продававшихся молодыми BI-вендорами. По мере того, как предприятия знакомились с BI-ПО и признавали его пользу, новые BI-вендоры крепли и вставали на ноги, более маститые из них интегрировали в своих продуктах новейшие и более старые формы BI-инструментария, и более крупные BI-вендоры покупали начинающих игроков, включая их ПО в свои BI-пакеты.
Один из ключевых вопросов, которым должно задаться заинтересованное предприятие, состоит в том, купить ли BI-пакет одного вендора или приобрести разные продукты нескольких вендоров? Ответ зависит от обстоятельств.
Во-первых, покупайте только нужное и не стремитесь выбирать продукт по критерию максимума функций. Не все, что предлагается, вам пригодится. Чтобы средства BI приносили наибольшую пользу, руководствуйтесь реальной потребностью и наилучшим соответствием поставленным задачам.
Во-вторых, важно учитывать не только стоимость покупки или подписки, но также затраты и кадровые ресурсы, которые потребуются для разработки BI-приложений и управления их использованием. В ряде случаев BI-пакеты более экономичны по затратам и ресурсам, чем несколько автономных инструментов. Но иногда такие пакеты оказываются слишком сложными и навороченными, что увеличивает издержки, удлиняет сроки разработок и требует более квалифицированных специалистов.
Кто покупает средства BI-аналитики
Инвестиции и использование инструментов BI и аналитики сулит перспективы долгосрочного роста независимо от экономических циклов. В последние годы эти перспективы стали более явными, так как предприятия научились эффективно работать со средствами BI и охотно используют данные реального времени не только для своего роста и развития, но и для повседневного управления бизнесом.
Исторически BI являлось сферой интереса крупных предприятий из-за своей сложности, затрат и необходимых специалистов, однако в последние несколько лет ситуация сильно изменилась, и в ряды покупателей BI влилось много компаний малого и среднего бизнеса.
На первых порах многие предприятия, независимо от своих размеров, используют функционал формирования отчетов, содержащийся в продуктах поставщиков их бизнес-приложений — например, SAP, Oracle, Microsoft, Infor или Epicor — и дополняют его электронными таблицами, особенно при тактическом фокусе на операционных отчетах. Однако этот подход часто ведет к разрозненности в обработке данных, ограничивает возможности аналитики и не позволяет задействовать преимущества BI для роста доходов и повышения эффективности операций.
Кроме того, при таком подходе люди тратят массу времени на сравнение и увязку разобщенных данных, которое можно было бы посвятить бизнесу. Осознав ограничения и затратность этого подхода, предприятие может обратиться к BI-технологии, независимой от операционных приложений.
В прошлом средства BI использовались лишь в отраслях, где потребность в данных была особенно велика. Ныне предприятия всех секторов имеют информационно интенсивные процессы, создающие нужду в применении BI. Масштабы потребностей в подобной аналитике зависят от отрасли и размеров компании, и этот фактор влияет на конкретику выбора тех или иных BI-инструментов.
Главные BI-вендоры
Ландшафт рынка BI на первый взгляд ошеломляет обилием предложений, на нем присутствует свыше сотни вендоров. На этом рынке также очень часты слияния и поглощения, и даже представители данной отрасли иногда путают, кто кем и чем владеет.
BI-вендоров можно подразделить на три группы.
- Технические гиганты. Лидерами рынка по объемам продаж являются IBM, SAP и Oracle, которые доминируют и во многих других секторах ИТ. Эти компании закрепились на верхних позициях около восьми лет назад путем покупки прежних лидеров, таких как Cognos или Business Objects.
- Признанные BI-специалисты. Ряд компаний, включая MicroStrategy, SAS и Information Builders, много лет продают инструменты BI и имеют широкую пользовательскую базу.
- Новые BI-игроки. Эти вендоры представляют собой последнюю волну BI-инноваций, таких как обнаружение данных (data discovery), визуализация данных и BI в облаке. Среди них, в частности, выделяются Tableau, Qlik, Tibco, Logi Analytics и Birst.
Хотя техническим гигантом в BI-ПО многие считают и Microsoft, в прошлом эта компания не была признанным лидером. Однако в последние годы она стала важным игроком, особенно на СМБ-рынке, который сегодня осваивает преимущества BI-инструментария.
Развертывание средств BI-аналитики
При внедрении BI у предприятия могут возникнуть два вопроса:
- сколько работников предприятия будет иметь доступ к BI-ПО?
- в каком месте инфраструктуры будет работать BI-приложение?
Хотя некоторые из средств BI и аналитики используют исключительно формат настольных клиентских приложений, почти для всех этих средств характерно наличие клиентского браузерного интерфейса, совместимого со всеми общераспространенными веб-браузерами. BI-вендоры раньше не торопились создавать нативно-мобильные интерфейсы и вместо этого задействовали браузеры планшетов и смартфонов, но теперь, с расширением использования в бизнесе мобильных устройств, ситуация меняется.
Хотя большинство пользователей развертывает серверы BI-приложений внутренним образом в корпоративном дата-центре, организации все чаще размещают приложения и в частных облаках, обслуживаемых такими компаниями, как Amazon, IBM или Rackspace. Когда интерфейс BI-клиента основан на браузере, компании могут принимать решения о развертывании средства BI на своей площадке или в облаке исходя из собственной стратегии, а не ограничений BI-ПО.
Некоторые из новых игроков BI-рынка предлагают исключительно облачные BI-решения, часто в многопользовательской SaaS-среде, где безопасность и сохранение тайны информации обеспечивает облачный BI-вендор.
Когда предприятие разберется в различных категориях инструментария, ландшафте вендоров и способах развертывания средств BI-аналитики, ему необходимо понять, как эффективно использовать преимущества BI. Для этого надо ясно определить свои потребности и поближе познакомится с типичными прецедентами оптимального использования средств BI.