Цифровая трансформация должна происходить прежде всего в головах. Причем непрерывно и пожизненно. Таков один из лейтмотивов обсуждений на октябрьском форуме «Открытые инновации», посвящённых современным формам образования и новым стратегиям подготовки кадров. «В своих научных исследованиях я вывел четкую закономерность между способностью усваивать новые знания и темпами роста экономики разных стран», — заявил, в частности, профессор Института Гувера при Университете Стэнфорда Эрик Ханушек.
Мысль о том, что надо постоянно учиться, далеко не нова и в общем-то очевидна. Менее очевидно то, что чем выше темпы научно-технического прогресса, тем быстрее устаревают знания. По некоторым оценкам, период полураспада знаний ныне исчисляется уже месяцами, а то и неделями. Да, есть списки профессий (см., например, здесь), которые будут востребованы в среднесрочной перспективе и к которым есть смысл присмотреться тем, что не хочет остаться без работы в ближайшее время. Однако, по мнению многих спикеров «Открытых инноваций», сейчас нельзя сказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие
Обратите внимание: есть много вещей, которым можно учиться. Но надо понимать, зачем вам нужны те или иные знания. Проще говоря, необходимо знать, чему учиться. «Научить человека учиться значительно сложнее, чем дать ему конкретные знания», — считает Базми Хусейн, главный технический директор ABB Switzerland.
Года два тому назад на одном международном HR-форуме меня поразил огромный интерес топ-менеджеров средних и крупных предприятий к докладу, автор которого призывал принимать на ключевые должности специалистов не только с учетом уже имеющихся у них знаний и навыков, но и с учетом их способностей быстро находить и усваивать новые знания и применять их на практике. Причем призывами дело не ограничивалось. Автор доклада предлагал методику (и даже компьютерную программу), позволяющую достаточно быстро выявлять такого соискателей.
Похоже, интерес работодателей к специалистам, у которых есть генетическая предрасположенность к непрерывному обучению, с каждым годом растет. И будет расти в обозримом будущем. Во всяком случае, именно такое мнение сложилось у меня под впечатлением ряда докладов, прочитанных в рамках «Открытых технологий». В то же время многие спикеры подчеркивали, что строителям цифровой экономики нужно обладать не только (а может даже не столько) ИТ-знаниями, сколько креативными способностями и коммуникационными навыками. Проще говоря, умением работать в коллективе, умением убеждать коллег и партнеров в своей правоте.
Но мало обладать эффективной системой образования. Надо сделать так, чтобы талантам было комфортно работать в стране. На это, среди прочего, обратила внимание ведущий консультант Всемирного банка Ася Рудковская во время презентации доклада о развитии цифровой экономики в России. Из доклада следует, что в нашей стране ситуация с человеческим капиталом (в смысле его готовности к цифровой экономике) не так уж плоха. Во всяком случае лучше, чем ситуация с законодательством, а также цифровой трансформацией бизнеса, цифровой трансформацией госсектора и многими другими областями.
Неплохо смотрится ситуация с отечественным человеческим капиталом и на международном уровне. Так например, Россия занимала среди 130 стран мира довольно высокое
И чуть далее: «Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни. Директивным органам следует также сосредоточить внимание на предотвращении „утечки мозгов“, привлечении и удержании талантливых специалистов, а также возвращении в страну и привлечении лучших в своей области и наиболее способных специалистов».
А вот еще «ложка дегтя». В «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Дмитрием Медведевым 29 сентября 2018 г., говорится: «Существует разрыв в цифровых навыках между различными группами населения (в 2018 г. доля населения, обладающего цифровыми навыками, составляла лишь 26% по результатам международного исследования PIAAC). Расширяется применение цифровых технологий в системе образования, однако объемы профильной подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Низкая позиция России в рейтинге привлечения талантов „The Global Talent Competitiveness Index“
О важности кадровой составляющей для развития в нашей стране цифровой экономики говорит и то, что в нацпроекте «Цифровая экономика» (в рамках форума «Открытые инновации» его финальный вариант представили вице-премьер Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков) на реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предполагается выделить (до 2024 г.) 139 млрд. руб. Некоторые соображения о том, как должна выглядеть структура федеральных расходов по этому направлению можно найти здесь.