«Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования, ручейки духа стекают в огромный океан мировой души. Все выше становится его уровень, все неизмеримее — глубина, и прибой этого океана достигнет самых далеких звезд!»
Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»
Удивительный блеск бриллианта является результатом упорного труда огранщика. По большому счету этот блеск нужен только человеку и ценится только им. И человек добивается исключительного блеска, вопреки сопротивлению природы, которая постаралась сделать алмаз самым твердым минералом. Но на пути к блестящему будущему приходится выбирать наилучшие экземпляры, отсекать ненужные грани, шлифовать и полировать до получения требуемого результата. Без специальных инструментов было очень и очень сложно. И долго. Катастрофически долго...
Бриллианты ослепляют и восхищают своей красотой и стоимостью, но не профессионалов своего дела. Мастера не довольствуются субъективной оценкой — только точные и достоверные измерения конкретных показателей дают повод признавать совершенство каждого отдельного экземпляра и фиксировать это соответствующим сертификатом.
Измерение показателей — вот на каком «камне» споткнулась национальная программа развития цифровой экономики вмести с другими национальными проектами. На заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам под председательством Владимира Путина в Кремле 24 октября этот вопрос был в числе обсуждаемых.
Владимир Путин, президент РФ:
«Отдельно поговорим о создании системы мониторинга исполнения национальных проектов и программ. Сразу подчеркну: здесь нужен именно содержательный контроль, контроль по существу. Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчётами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда всё-таки бывает».
«Всё это, однако, не означает, что можно просто переложить ответственность на субъекты Федерации, спустить им планы и показатели по разнарядке. И конечно, мы ещё говорили с Сергеем Семёновичем [Собяниным], чтобы не было забюрокрачено всё, чтобы не было там тысячи позиций, в которых невозможно разобраться, и мы потом формально к этому подходили бы, закрывали эти вопросы, как я уже только что выше сказал.
В этой связи прошу Правительство с учётом предложений субъектов Федерации детализировать национальные проекты, в них должно быть предельно конкретное измерение, именно региональное измерение».
Антон Силуанов, первый заместитель председателя правительства:
«Стратегический мониторинг подразумевает оценку результатов в достижении национальных целей развития. Предлагается его проводить с периодичностью два раза в год. Этот механизм позволит своевременно оценивать результаты и при необходимости корректировать наши стратегические планы.
Оперативный мониторинг и контроль будет проводиться за исполнением национальных проектов на регулярной основе, практически в онлайн-режиме на всех стадиях реализации — от проектирования мероприятия до его завершения. Система мониторинга будет охватывать как федеральный, так и региональный уровни, а его глубина позволит отслеживать динамику по каждой контрольной точке. Рассчитываем, что эта система станет инструментом, обеспечивающим объективную информацию для принятия необходимых организационных и управленческих решений».
Сергей Собянин, мэр Москвы:
«Часть показателей, мне кажется, можно было бы уточнить, но это можно сделать в рамках работы по подготовке к Государственному совету — часть самих наименований показателей, часть цифровых показателей, мне кажется, требует донастройки. Но ещё более важным является то, что проекты огромные, и в целом по этим проектам 1200 показателей.
Например, по дорогам — 94 показателя, по цифровой экономике — 223 показателя, по производительности труда — 112, по экологии — 132 показателя. И в этом ничего такого нет, потому что сами проекты большие, значимые и очень много разных направлений».
Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты:
«Ещё одно замечание — это не замечание, а просто констатация, — что пока по всем нацпроектам, из тех показателей, которые были зачитаны, 75% или статистически не наблюдаются, или они требуют специальных методик оценки измерения. Соответствующие поручения даны. Примерно к середине или к концу следующего года методики измерения всех этих показателей должны быть готовы. Я надеюсь, это всё и произойдёт. Но в течение этого года, конечно, будет значительно сложнее наблюдать проведение этих мероприятий».
Контроль исполнения через измерение показателей — это понятная задача проектного управления. Но сегодняшняя ситуация такова, что эту задачу приходится решать в достаточно непростых условиях. Скорость, сложность, сбалансированность — три фактора, которые серьезно затрудняют разработку и реализацию стратегических программ на государственном уровне. И все три указанных фактора в полной мере проявились при подготовке, проработке, представлении программных документов.
Национальные проекты пришлось делать в кратчайшие сроки — в период с мая по октябрь, они охватывают все ключевые направления развития государства и их реализация невозможна без разумного баланса в части ресурсного, технологического и управленческого обеспечения. Не удивительно, что количество показателей превысило пределы понимания и вызвало некоторое замешательство.
На следующем шаге стратегии верхнего уровня ожидает детализация в конкретные федеральные и региональные проекты. Частному и государственному бизнесу также предложено принять активное участие в реализации национальных программ. А значит работа по конкретными проектам регионального уровня и частного характера должна быть как-то синхронизирована с поставленными задачами и вписана в предложенную государственную стратегию. Достижимо ли это в ручном режиме в предельно короткие сроки с учетом интересов и возможностей всех текущих и потенциальных участников?
Стратегический и оперативный мониторинг в условиях цифровой экономики требует системного автоматизированного решения. Но измерение показателей для контроля исполнения стратегии прежде всего требует автоматизированного решения по стратегическому управлению программами национального уровня. Только при наличии полноценного инструмента управления национальной стратегией можно говорить о более или менее эффективном мониторинге, отвечающем современным требованиям. И только в этом случае можно получить:
- четко структурированные, взаимоувязанные и сбалансированные стратегические документы;
- систему показателей, выстроенную в логическую многоуровневую структуру, соответствующую структуре стратегии развития;
- моделирование прогноза по показателям через расчетные модели с участием широкого круга экспертов;
- обратный анализ по неисполняемым или перевыполненным показателям, в том числе с общественным и профессиональным контролем за результатами и нарушениями;
- детализацию как элементов стратегии, так и связанных с ними показателей;
- ресурсное, технологическое и финансовое обеспечение, сбалансированное в целом по стратегии развития между отдельными национальными программами, федеральными и региональными проектами, государственно-частными и частными проектами;
- упрощенное встраивание экономических субъектов в стратегию, как в части планирования, так и в части получения обратной связи по исполнению принятых программ и проектов;
- аналитические модели доступные для оценки со стороны научного, экспертного сообщества.
Невозможно полноценно автоматизировать мониторинг показателей подобного уровня и масштаба стратегий без автоматизации разработки и исполнения самих стратегий. Как бы ни хотелось выстроить идеальную систему мониторинга, но она напрямую вытекает из более общей задачи — управление стратегией. А учитывая предельную сложность, скорость изменений и необходимость обеспечить сбалансированное развитие приходится делать вывод, что без специального инструмента стратегического планирования не обойтись. В данном случае, информационный инструмент управления стратегическим развитием — это специализированное автоматизированное решение, методологически, технологически и инструментарно обеспечивающее разработку (создание, корректировку, балансировку, обратную связь и т. п.) и исполнение (детализацию, публикацию, мониторинг, моделирование и т. п.) комплексной стратегии для достижения обозначенных целей.
В целом проработка национальных программ высветила достаточно важную проблему — государственное управление стратегическим развитием. И в условиях быстрой, сложной, связанной цифровой экономики подобная проблема может быть решена только в рамках соответствующей национальной программы. Данный вывод находит подтверждение в проекте паспорта национальной программы «Цифровая экономика РФ», который включает федеральный проект «Государственное цифровое управление» с соответствующими задачами, а именно:
- разработка, внедрение и обеспечение сопровождения автоматизированной информационной системы проектной деятельности (срок реализации 31.12.2021);
- формирование цифровой платформы в сфере стратегического управления в целях согласованности действий участников стратегического планирования на всех уровнях государственного управления в достижении стратегических приоритетов (срок реализации 31.12.2024);
- разработка методологии статистических наблюдений и организация измерения параметров развития цифровой экономики (срок реализации 31.12.2019);
- обеспечение координации реализации мероприятий в рамках цифровой трансформации на всех уровнях власти (срок реализации 31.12.2024).
Включением подобных задач Национальная программа «Цифровая экономика РФ» фактически признает проблему управления национальной стратегии и как вытекающую непосредственно из неё задачу адекватного мониторинга исполнения через набор показателей. Однако подробности решения пока не представлены, а учитывая дискуссию, которая состоялась 24 октября на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, возникают обоснованные сомнения в достаточной проработке этой тематики. А она действительно достаточно сложна как предметная область, так и по классу ИТ-решений, которые ей требуются. Но при её решении нельзя подменять систему структурированной проработки стратегии (с последующей её декомпозицией в реализуемые проекты) списком контролируемых показателей. Это разные вещи и особо отчетлива разница проявляется в случае необходимости вносить изменения в программы и проекты. При наличии грамотно построенной и реализованной автоматизированной системы управления стратегией это делается методично, на основе анализа и объективных механизмов контроля показателей, с последующим каскадным распространением на все взаимосвязанные элементы. В случае же с «ручным» или даже «полуавтоматическим» наблюдением ряда статистических показателей обратная связь иногда не очевидна, объективно затруднена, трудозатратна, а внесение изменений сопровождается длительными процедурами и субъективной экспертной оценкой. Моделирование также достаточно сложно реализуется в случае обособленного мониторинга основных показателей. Следует отметить, что серьезной проблемой остается сбор и обработка качественных данных, которые требуются для предметной оценки исполнения национальных программ и проектов. В условиях цифровой экономики существуют возможности выстраивать этот процесс кардинально иным способом.
Цифровая трансформация управления стратегическими проектами — задача которую придется быстро и качественно решать для того, чтобы системно подойти к достижению тех приоритетных целей и задач, которые определены указом Президента от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Методологическая поддержка решения такой задачи должна быть достаточно сильной, ведь она частично относится к сложной области алгоритмического регулирования. В организационном плане её можно поручить специальному агентству по стратегиям, но наилучшим форматом решения стал бы центр компетенций, который способен привлечь лучших экспертов и обеспечить изучение наиболее успешных практик из опыта стратегического и проектного управления.
Основная задача центра стратегических компетенций — аналитика стратегий и стратегического развития в текущих условиях и в перспективе. Одновременно с этим он должен способствовать развитию и трансферу знаний и компетенций в сфере стратегического менеджмента. Такой научно-методический центр постепенно становится аналитической и консультационной структурой, понимающей общую стратегическую повестку отечественной экономики, умеющий встраивать в неё новые стратегии и оценивать отдельные элементы. Он должен концептуально и методологически развивать обозначенный ранее инструмент управления национальной стратегией в формате цифровой платформы. На первичном этапе целесообразно было бы ограничиться стратегией развития цифровой экономики, а впоследствии масштабироваться на все национальные программы и проекты. В перспективе подобный центр смог бы оказывать значительную помощь органам региональной и муниципальной власти, государственным компаниям и частному бизнесу.
Проблема исполнения не на последнем месте. Любую идею сегодня можно заморозить на неопределенный срок форматом государственной информационной системы в рамках процедуры государственных закупок. Здесь также следует искать варианты более быстрого и экономически оптимального способа решения актуальных задач, возможно в формате венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства.
Из выступления Президента на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 24 октября: «Вместе с тем появляется — здесь уже коллеги говорили — очень большое количество показателей. Они мелкие, и может возникнуть соблазн сдвижки по этим мелким показателям. Но ничего страшного: один мелкий пропустили, второй пропустили, — а будет всё накапливаться. В этой связи нам нужно обязательно решить задачу, связанную с контролем за исполнением поставленных задач и достижением тех рубежей, о которых мы говорим. Здесь нужно разработать методику — здесь уже тоже говорили об этом, — нужно разработать способы применения этой методики и соответствующие планы контроля. Нам выработать нужно во что бы то ни стало механизмы того, как мы будем смотреть, что происходит. А если не происходит или происходит незначительными темпами, нужно, чтобы мы могли вносить соответствующие изменения. Как тоже было сказано, жизнь сложна и многообразна, и, если потребуется, вносить. Но эти изменения должны быть основаны на каких‑то реалиях, а не потому, что мы что‑то прозевали и просмотрели. Должна быть налажена — согласен с теми, кто это сказал, — система управления за исполнением наших решений».
Автор статьи — эксперт Фонда «Цифровые Платформы».