Об особенностях управления основными средствами мы беседуем с Николаем Кузнецовым, директором департамента развития и Дмитрием Какаевым, директором департамента управления производственными активами бизнес-IT интегратора RedSys.
Управление основными средствами, казалось бы, является весьма понятной дисциплиной с прозрачными целями, задачами и методами их решения. Хотя она, как известно, и не лишена некоторой специфики. Насколько корпоративный заказчик готов к решению соответствующих вопросов, а в какой мере эта дисциплина представляет для него нечто новое?
Николай Кузнецов: Прежде всего отметим, что внедрение промышленной платформы управления активами на небольших предприятиях с незначительным парком оборудования все-таки представляется нерентабельным. Задачи их обслуживания при этом у них, конечно, существуют. Но сейчас мы будем в основном говорить о крупных компаниях с большим количеством основных активов, работу с которыми невозможно организовать вручную или даже помощью электронной таблицы. Но, прежде чем вообще начать говорить о каких-либо инструментах, необходимо решить методические задачи. Сначала нам вместе с заказчиком надо просто ответить на ряд вопросов: какие активы для него являются ключевыми, какие задачи мы можем решить с помощью системы управления активами и какие шаги для этой цели нам необходимо предпринять.
Что касается ключевых целей, то тут все действительно относительно просто. Практически в любой конкретной ситуации мы говорим о поддержании оборудования в работоспособном состоянии в контексте производственных процессов и о сокращении издержек на его ремонт и обслуживание.
Казалось бы, и способы достижения этих целей должны быть совершенно очевидны. Процессы обслуживания оборудования и иных основных активов так или иначе связаны с деятельностью, которая не должна представлять ничего нового для опытных управленцев. Это планирование, закупки, производство определенного вида технических работ, сопровождающееся расходованием на них какого-то количества ресурсов, и это, наконец, некая аналитическая работа, позволяющая от раза к разу выполнять такие работы все более эффективно. Всем этим менеджмент активно занимался и ранее. И все же, если подобные задачи бизнес стремится решать в контексте управления активами, он постоянно сталкивается с особенностями как на организационном, так и на технологическом уровнях.
В чем состоят данные особенности?
Дмитрий Какаев: Начнем с того, что видов основных активов в общем-то не так много, но при этом отношение к ним в разных отраслях часто совершенно разное. Здания и сооружения часто обслуживают по остаточному принципу. Есть деньги — делаем ремонт, нет — еще год постоит. В одних случаях это вполне допустимо, а в других (например, в энергетике) — категорически неприемлемо. Транспортные средства есть у большинства компаний, но те, для кого перевозки не являются основным бизнесом, в чаще всего передают обслуживание своей техники на аутсорсинг. И все это нам необходимо учитывать, чтобы наиболее оптимально подойти к вопросу управления активами.
Далее отметим, что на предприятии очень редко сочетаются принципиально различные типы производств. Обычно дело приходится иметь с одним и его же автоматизировать. В отношении активов все не так. На предприятии (или многих предприятиях, потому что мы часто сотрудничаем с холдингами) могут присутствовать новейшие станки ведущих западных производителей. Они могут быть многофункциональными, управляться программным способом, в том числе удаленно, содержать в себе множество датчиков, контролирующих те или иные параметры. Хотя большая часть оборудования, может, и не столь продвинутая. Рядом могут стоять и установки поколения
Хотелось бы по возможности подчеркнуть важную мысль о том, что процессы управления активами встроены в другие ключевые бизнес-процессы.
Дмитрий Какаев: Обслуживание оборудования, безусловно, сопряжено с другими процессами предприятия, прежде всего связанными с закупками и производством. Ремонт — это не самоцель, а поддержание оборудования в исправном состоянии вне контекста выполнения производственного плана вовсе бессмысленная задача.
Эти две ключевые группы процессов, как известно, тесно связаны между собой и в совокупности способны максимизировать получение прибыли. То что, что в этот «идеальный конвейер» по получению прибыли вклиниваются проблемы с обслуживанием оборудования, а соответственно закупкой запчастей и организацией логистики, часто без энтузиазма воспринимается в соответствующих функциональных подразделениях. А ведь затем оборудование еще необходимо останавливать, затрачивать ресурсы на его ремонт и т. д. Конечно, нельзя сказать, чтобы этого никто не понимал, тем более в наиболее критичных к аварийным ситуациям производственных отраслях. Но все же очень важно постоянно иметь объективную картину в целом, в которой по различным параметрам (финансовым показателям, техническим, репутационным рискам и т. д.) производственные задачи и задачи обслуживания основных активов тесно и абсолютно прозрачным образом ассоциированы между собой. ЕАМ-системы, с которыми мы работаем, как раз позволяют достичь такого баланса. Тем более что специалисты по ремонту на большинстве предприятий есть, они крайне заинтересованы в объективном, комплексном подходе к проблеме, и это тоже создает условия для соблюдения оптимального баланса «производство — обслуживание».
Крупные предприятия сегодня действительно владеют очень широким спектром оборудования. Оно различается по технологиям изготовления, по времени выпуска, по фирме-производителю, по назначению и иным параметрам. Можно ли в таких условиях стремится к единству методологических подходов и строить общую систему?
Дмитрий Какаев: Тут мы снова сталкиваемся с особенностями, присущими, пожалуй, лишь обсуждаемому нами направлению. Мы уже говорили, что само оборудование может быть разных поколений, и это существенно усложняет ситуацию. В методическом плане мы также, как правило, не можем ориентироваться лишь на какой-то один подход к управлению активами. В очень многих компаниях имеется устойчивая тенденция доверять экспертному мнению в отношении сроков и содержания ремонта того или иного оборудования.
RedSys предлагает промышленный подход к обслуживанию. И, следовательно, должны по возможности стремиться к тому, чтобы вместо экспертного мнения (отчасти по определению субъективного) использовать оценки, основанные на объективных данных. Речь прежде всего идет о получении исторической информации, отражающей статистику работы оборудования за предшествующие годы. Правильно интерпретируя и обрабатывая ее, мы получаем куда более объективные данные для планирования. Таких данных почти всегда бывает недостаточно, и в полной мере восполнить этот пробел, к сожалению, невозможно в принципе. Есть еще третий путь, предполагающий ремонт по состоянию, о котором в контексте небезызвестной темы цифровой экономики сейчас вообще говорят очень часто. Для этого нужна инфраструктура сбора первичной информации с самого оборудования в реальном времени, тогда исторические данные об отказах не будут столь остро необходимы.
Николай Кузнецов: Главное как для нас, так и для заказчика сегодня состоит в том, что ни один из представленных методов нигде не используется и не должен использоваться как единственный. Оптимальную систему управления активами мы можем построить только в том случае, если учтем все три метода работы — экспертное мнение, обслуживание на основе сбора статистики отказов и на основе сбора информации о текущем профиле функционирования оборудования. Важно построить единый инструмент на основе всех этих подходов к работе с активами. Это в большей степени не вопрос выбора системы (хотя и он важен), а как раз работа опытного консультанта.
Каковы основные акценты вашей деятельности как компании-консультанта в сфере управления активами?
Дмитрий Какаев: Тут сразу необходимо подчеркнуть один важный момент. В советское время существовали специальные институты, которые выпускали паспорта оборудования, подробно описывающие его функциональные возможности, формировали различные нормативы для промышленных предприятий, в том числе и в отношении ремонта основных средств. Сейчас их нет, и заказчик в основном полагается на рекомендации производителя, если речь идет о недавних приобретениях. Или в основном на себя, если мы говорим об оборудовании, которому, скажем, 30 лет и более. Перевести все это в русло использования объективных проверенных методик, конечно, может помочь сама EAM-система, а компетенции внедряющей ее компании становятся особо критичными для успеха.
Со своей стороны, приходя на предприятие, RedSys помогает начать процесс формирования своей нормативно-справочной базы в отношении обслуживания оборудования. Первое, с чего мы начинаем, — осуществляем сбор данных об оборудовании, проводим его паспортизацию. Где это возможно, хотя бы частично берем историческую информацию о его работе и уже в рамках ИТ-системы формируем технологические карты. Детализация этих карт может меняться от предприятия к предприятию. И на основе всей этой информации и конечно же особенностей основной производственной деятельности предприятий мы получаем объективно составленный график ремонтов. Не следует также забывать и о вполне знакомом из производственной практики принципе — всегда держать на складе оптимальное количество запасов, в данном случае в основном запасных частей для ремонта.
Что касается новых западных промышленных установок, выпускаемых, скажем, фирмами Siemens или TetraPak, мы, разумеется, тоже готовы с ними работать или по крайней мере делать все, что в наших силах для их интеграции в единую систему обслуживания. Известно, что это оборудование часто представляет из себя некие отдельные анклавы в ландшафте основных активов компании, жизненный цикл которых фактически определяется самим производителем. Смысл и кодировка сообщений, поступающих от того или иного станка и уходящих на сервер производителя, может представлять коммерческую тайну и не раскрываться. Регламент обслуживания и обработки инцидентов тоже может полностью быть в руках вендора. Мы неоднократно осуществляли интеграцию подобных активов в общую систему обслуживания оборудования на предприятии. По крайней мере нередко есть возможность сохранять сообщения, поступающие с оборудования, в том числе в ИТ-системе заказчика, как-то их структурировать, соотносить каждое с датой поступления и т. д. Это далеко не бесполезная работа.
Наконец, свести воедино мнения профессиональных экспертов при построении системы тоже не представляет проблемы. Более того, часто делать это крайне желательно.
И, конечно, нужен подсчет стоимости владения управляемым активом именно с точки зрения его обслуживания.
Что можно сказать о работе самой EAM-системы, равно как и любого другого ПО, автоматизирующего работу с основными активами на площадке заказчика?
Николай Кузнецов: RedSys, работая с крупными отечественными заказчиками, в основном использует систему IBM Maximo. Но для полноты и объективности картины готовы сказать, что превратить Excel в инструмент управления активами на каких-то некрупных предприятиях тоже далеко не бессмысленное занятие. В этом случае, конечно, будут известные сложности с информационной поддержкой процессной части, с интеграцией, с ведением исторических данных. Но начать с этого в целом ряде случаев вполне можно. Методическая сторона здесь все-таки важнее.
Мы, повторю, работаем с IBM Maximo и на основе имеющегося у нас опыта считаем ее одной из лучших. Она включает все необходимые функции как для расчетной, так и для процессной составляющей ИТ-поддержки, а кроме того, содержит ряд смежных функций, без которых фактически не обходится ни один EAM-проект. Это и ИТ-поддержка управления складскими операциями, и взаимодействие с подрядчиками, организуемое, в частности, в форме service desk, и некоторые другие функции. В качестве альтернативы предлагаем решение российского производителя IDS на базе современной платформы управления активами X360.
ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT