Как показало новое исследование агентства VansonBourne, выполненное по заказу компании Software AG, для каждого четвертого предприятия из Global Fortune 2000 развертывание IoT является приоритетной инициативой.
В ходе опроса 800 высокопоставленных лиц, отвечающих за внедрение информационных технологий на предприятиях, выяснилось, что 98% компаний так или иначе используют в рабочем процессе IoT-технологии, при этом их инвестиции в интернет вещей уже успели себя окупить. Примечательно, что для 25% респондентов развертывание IoT является приоритетной инициативой. Вместе с тем 90% опрошенных сталкиваются с серьезными препятствиями на пути внедрения и модернизации IoT-проектов из-за отсутствия опыта и навыков.
Подавляющее большинство участников опроса находятся на ранних стадиях реализации IoT-проектов. Среди них наблюдается значительный оптимизм и уверенность в том, что внедрение интернета вещей приведет к позитивным изменениям на предприятии и в будущем повысит его конкурентоспособность.
Так, например, 50% респондентов считают, что IoT способствует увеличению эффективности использования внутренних ресурсов, 44% — увеличению производительности труда, 43% — росту доходности предприятия, 41% — оптимизации бизнес-процессов, 40% — повышению качества обслуживания клиентов, 38% — принятию более обоснованных деловых решений. При этом 98% респондентов утверждают, что внедрение интернета вещей положительно сказывается на всех бизнес-процессах предприятия, в том числе обслуживании, техподдержке, взаимоотношениях с заказчиками, разработке продуктов и услуг, маркетинге и продажах; управлении поставками, человеческими ресурсами, инфраструктурой; бухгалтерских операциях и администрировании.
Несмотря на все эти перспективы, 90% респондентов признаются, что используют IoT не вполне последовательно, и поэтому их инициативы, связанные с интернетом вещей, окупают себя не так быстро, как могли бы. По их мнению, главное препятствие на пути к эффективной реализации и дальнейшему развитию инициатив, связанных с интернетом вещей, заключается в отсутствии опыта и навыков, необходимых для разработки и внедрения IoT-проектов. Среди других препятствий респонденты выделяют: неспособность обрабатывать большие объемы данных и управлять ими (29%), сложности с интеграцией (28%), наличие множества устаревших систем (28%), неспособность масштабировать сеть с учетом требований IoT (26%), проблемы кибербезопасности (25%).
На пути внедрения IoT респонденты применяли один из трех подходов: разработка собственного программного обеспечения с нуля; покупка готового пакета приложений; гибридный подход: разработка собственного решения на базе стороннего IoT-фреймворка.
При этом наиболее довольными результатом внедрения интернета вещей оказались те респонденты, которые применяли гибридный подход (93%).
«Предприятия понимают, что не смогут реализовывать IoT-проекты с помощью готовых пакетов приложений или созданных с нуля собственных разработок, — прокомментировал результаты исследования Олег Порецкий, вице-президент по продажам Software AG в России и СНГ. — Им нужен проверенный, безопасный и надежный способ быстрого развертывания IoT, обеспечивающий малозатратную настройку решения и достаточную открытость для его интеграции с существующей инфраструктурой. Иными словами, заказчикам нужна готовая к использованию платформа с широкой функциональностью, которая поможет быстро создавать бизнес-решения, удовлетворяющие специфическим требованиям компании».
Олег Порецкий отметил, что предприятия из списка Global Fortune 2000 давно осознали преимущества внедрения интернета вещей посредством фреймворков. Однако для достижения наибольшей эффективности они нуждаются в более тесном взаимодействии с поставщиками выбранной ими IoT-платформы. 72% респондентов хотели бы, чтобы поставщик принимал более активное участие в реализации их проектов. Респонденты нуждаются в корректировке базовой функциональности IoT-платформ, чтобы она в большей степени подходила для решения их внутренних задач.
При выборе фреймворка для реализации своих IoT-проектов респонденты делают акцент на отказоустойчивости (49%) и безопасности (48%). Кроме того, оценивая поставщиков IoT-платформ, респонденты отмечают, что им нужен инновационный партнер, который постоянно следит за технологическими новшествами и своевременно добавляет в свой фреймворк наиболее перспективные из них (46%), предлагает IoT-платформу, которую можно с легкостью интегрировать в инфраструктуру предприятия (40%) и настроить для решения специфичных для конкретного предприятия задач (39%).
80% респондентов присматриваются к периферийным вычислениям, стремясь перенести часть обработки данных ближе к IoT-устройству, а в отдельных случаях вообще на само IoT-устройство. Зачем? Чтобы тем самым снизить нагрузку на сеть, уменьшить количество процессов, выполняемых в облаке, сократить размеры арендуемого дискового пространства в облаке. Например, IoT-устройствам вовсе не обязательно передавать все данные с ветровой турбины в облако и обрабатывать их централизованно. Вместо этого можно обрабатывать и анализировать данные локально, а затем отправлять результаты в облако. Такая возможность в особенности актуальна, если в работе интернета наблюдаются перебои.
Что касается текущей распространенности периферийных вычислений, то на сегодняшний день ими эффективно пользуются лишь 8% респондентов.
Более 60% рынка интернета вещей в России, по оценке IDC, приходится на производственный сегмент. Индустриальный IoT в нашей стране находится на начальном этапе развития, характеризующимся активным тестированием пилотных проектов.
В то же время потенциал российского рынка индустриальных IoT-решений оценивается достаточно высоко. Среди основных драйверов выделяют необходимость повышения производительности труда, переход к цифровому производству, оптимизацию себестоимости, роботизацию и др.
Тем не менее, наибольшее количество кейсов в области IoT, по данным анализа московского офиса Software AG, в настоящее время реализовано в отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства. В топ-5 также входят транспорт и логистика, металлургия и машиностроение, энергетика, автомобиле-, авиа- и судостроение, нефтегазовая промышленность. Что касается российского опыта самого вендора, то компания Software AG успешно реализовала IoT-проекты в телеком-индустрии, а также ведет пилотные проекты для компаний нефтегазового сектора.
По расчетам PwC, к 2025 году суммарный экономический эффект от внедрения интернета вещей в таких отраслях, как электроэнергетика, сельское хозяйство, логистика превысит 1,5 трлн рублей. При этом наилучшие показатели экономического ожидания от внедрения IoT-проектов будут достигнуты в сфере логистики.
Среди основных факторов, влияющих на скорость внедрения индустриального интернета вещей в России, можно выделить проблемы безопасности промышленных ИТ-систем, отсутствие отечественных протоколов и стандартов, регулирующих взаимодействие устройств, а также зачастую недостаток экспертизы по связыванию технологических решений с производственными и бизнес-процессами.