— Иоганн, нам поставлена интересная и очень важная проблема. Как вы знаете, в последнее время участились случаи шантажа и даже похищений детей с помощью публикаций в детской социальной сети Safe Kids Net.
— Погодите, но ведь эта сеть исключительно для детей от 6 до 15 лет.
— Вы правы. Однако не так давно мы заметили в ней подозрительных посетителей. И, насколько я понял, совсем не детей.
— ???
— Да все просто. Наши сотрудники с факультета психологии по нашей просьбе зарегистрировались там. И заметили, что через некоторое время к ним проявили нездоровый интерес два посетителя. Наши сотрудники говорят, что им кажется, что оба эти члена социальной сети совсем не дети. Но как это проверить? Не станешь же задавать вопросы.
— Конечно. А что говорят ваши психологи?
— Кто-то из них слышал о том, что когда-то в нашей Академии разрабатывалась интеллектуальная компьютерная модель, предназначенная для анализа текстов, публикуемых в соцсетях. Она вроде бы позволяла определять возраст написавших их лиц. Вы не могли бы узнать о судьбе этой разработки? Для нас, сами понимаете, это чрезвычайно важно!
— Безусловно!
Прошло два часа.
— Добрый день, Паула! Ты по-прежнему возглавляешь научный отдел Академии? Ты не против приехать к нам в гости? Есть вопросы.
— Да, конечно, только такси поймаю.
— Паула, какое такси? Я уже выслал к тебе оперативную машину.
— Даже так?
— Именно так! Все подробности при встрече. Да, ты по-прежнему любишь кофе со сливками и миндальное печенье?
— Иоганн, ты все помнишь!
— Мало того, печенье уже принесли! Жду!
— Иоганн, к вам Паула из Академии.
— Привет, Паула! У нас есть проблема. Кажется вы занимались разработкой компьютерной модели, предназначенной для анализа текстов, публикуемых в соцсетях?
— Да. Это мой проект. Но тебе-то это зачем?
— Есть проблема. Похоже в детской соцсети завелись педофилы. Проблема серьезная. Мы сможем проанализировать тексты, написанные интересующими нас персонажами?
— Конечно. А в перспективе, я так понимаю, эта работа станет регулярной?
— Думаю да, а что?
— Здорово, потому как у нас на очереди новый проект. Он сейчас на завершающей стадии.
— И что на этот раз?
— Это метод определения профессии и образования. К работе над системой привлекли лингвистов, психологов и специалистов по анализу данных. На основе их заключений строится специальная математическая модель, которая опирается на корреляцию между численными значениями различных параметров текста и характеристик автора. Для создания этой модели потребовался машинный анализ огромного количества текстов, взятых в Сети, причем необходимым условием было наличие открытого профиля автора текста.
— А если он пытается это скрыть?
— Эта модель поможет вычислить демографические характеристики автора текста даже в том случае, если он намеренно пытается скрыть свой возраст.
— Ого! Таким образом фактически мы идем к полной деанонимизации в сети.
— Иоганн, ну ты же взрослый вроде мужчина. Ну какая, к черту, анонимность в сети?
Прошло две недели.
— Господин комиссар, на основании проведенного анализа мы можем сказать, что за перечисленными детскими профилями скрываются вполне взрослые люди. Более того, нашими подразделениями установлены их личности. Мы хоть сейчас можем провести аресты.
Подобный анализ уже сегодня проводится на базе Курчатовского института. Так что анонимность в сети все чаще становится мифом. Помните об этом.