Роботизированная автоматизация процессов (RPA, robotic process automation) — активно развивающаяся технология автоматизации бизнес-процессов, в первую очередь связанных с ручным сбором и рутинной обработкой информации, с помощью программных роботов.
Вариант практической реализации подобного подхода для решения достаточно серьезной производственной задачи представил на предновогодней встрече клуба ИТ-директоров «я-ИТ-ы» заместитель директора по ИТ компании «РесурсТранс» Леонид Кушнир в докладе «Роботизация системы проверки путевой документации».
Он рассказал, что «РесурсТранс» занимается предоставлением аутсорсинговых транспортных услуг по всей стране, имея в своем распоряжении около десяти тысяч автомобилей, и в структуре затрат предприятия примерно 30% приходится на топливо. Соответственно, оптимизация этих расходов играет важную роль для обеспечения эффективности данного бизнеса. Основой решения этой задачи является выработка системы норм расхода топлива (в литрах на 100 км) для разных условий эксплуатации (конкретной модели автомобиля, рельефа трассы, дорожной обстановки и пр.), что само по себе является серьезной аналитической задачей. Соответственно, в путевом листе на каждое конкретное задание указывается нормативный параметр расхода топлива, на который должен ориентироваться водитель, в частности, выдерживая оптимальный скоростной режим (как известно, расход зависит от скорости движения).
Однако в этой системе контроля расхода топлива есть еще один критически важный параметр — определение километража. Традиционно это делается с помощью одометра (который автомобилисты часто называют спидометром), данные которого имеют, к сожалению, весьма большую погрешность: чисто техническая ошибка прибора может составлять до 20%, а «водители-умельцы» могут «накручивать» ее до 100%. Эта проблема решается путем установки на автомобили бортовой системы мониторинга транспорта (БСМТ) на базе технологий GPS/Глонасс, которая снижает техническую погрешность до 4% и минимизирует человеческий фактор.
Для использования новой технологии предприятию нужно было подготовить нормативно-правовую базу, основой которой стало письмо Минфина № 03-03-06/1/354 от 16.06.2011 о возможности использования спутниковых навигационных систем для определения пройденного автотранспортом пути. Сам переход на работу с БСМТ был постепенным и поэтапным с параллельным применением традиционных одометров, на сегодня на основе данных БСМТ в компании принимается 98% сведений о пробеге автотранспорта (по мнению докладчика, достижение 100% в принципе невозможно из-за проблем с качеством мобильной связи и приема сигналов навигационных спутников).
Тем не менее, чисто техническими средствами проблема обеспечения достоверности данных о пробеге и расходе топлива полностью не решается. В «РесурсТрансе» был сформирована группа из десяти сотрудников-контролеров, которые детально изучали данные БСМТ, выявляя разные рода несоответствия и подозрительные данные. Но эта команда могла проверять только 500 машин в день, что обеспечивало контроль только 5% автотранспорта компании. Достижение 100%-ного уровня контроля за счет увеличения штата было признано нецелесообразным, не столько из-за роста соответствующих затрат, сколько из-за невозможности обеспечения единого качества работы персонала.
Вот тут и возникла мысль автоматизировать этот процесс за счет использования программного контроля данных путевой документации. Однако на пути этой, на первый взгляд, очевидной идеи изначально была серьезная проблема: дело в том, что работа контролеров была не формализована, они сами выявляли спорные места исключительно на основе своего личного опыта. И, что не менее важно: сотрудники совсем не хотели делиться своими секретами анализа, опасаясь, что их сократят, заменив автоматами. Отметим, что их опасения оказались напрасными. Как пояснил Леонид Кушнир, после внедрения программных роботов всю группу контролеров перевели на другой аналитический участок: «Этот опыт показал эффективность решения подобных аналитических задач с точки зрения бизнеса, в деятельности нашей компании есть достаточно много подобных проблемных участков, опытные аналитики всегда будут востребованы, более того, их ценность для работодателя будет только расти».
В результате специалистам ИТ-отдела приходилось самостоятельно анализировать результаты работы контролеров, выявляя закономерности и строя алгоритмы автоматического анализа достоверности данных. Этот аспект был поднят в последовавшем после доклада обсуждении: чем же отличается роботизация от методов искусственного интеллекта? По результатам дискуссии ее участники сошлись на том, что в первом случае программа работает по алгоритмам, созданным человеком, а во втором — по алгоритмам, сформированным программой же.
Конечно же, ключевым вопросом при любом внедрении ИТ является экономическая эффективность. Леонид Кушнир привел вполне конкретные данные: за счет более строго контроля путевой документации только на топливе его компания экономит в год 470 млн. рублей.
Разумеется, «учет и контроль» — это основа любого бизнеса. Но все же: можно ли сугубо техническими средствами решить проблему достоверности данных, проще говоря, приписок и обмана? Как говорит об этом мировой опыт? Как решаются такие задачи транспортного хозяйства в других странах? Отвечая на этот вопрос, ИТ-руководитель «РесурсТранса» отметил, что современные технологии позволяют поднять контроль сведений о работе транспорта на качественно новый уровень, принципиально недоступный еще десять лет назад. По его мнению, анализ мировой практики позволяет сделать вывод, что Россия является лидером по использованию телеметрии при контроле топлива, не случайно к нам приезжают специалисты из США, Европы и Азии для изучения нашего опыта и соответствующих технических средств. «Подобные проблемы с достоверностью путевой документации довольно характерны для стран Азии, в Западной Европе раньше их не было, но сейчас с притоком рабочей силы из Восточной Европы и Азии данная тема становится актуальной и там», — отметил Леонид Кушнир.