Предприятиям нужно избавиться от устаревших взглядов относительно роли ИТ-департаментов в деле цифровой трансформации, пишет портал InformationWeek. Путь цифровизации не обещает быть простым, особенно если она связана с модернизацией большого количества унаследованных систем, поэтому важно иметь представление о «преобразующих мерах», которые помогут предприятию сохранить конкурентоспособность. От наличия этих навыков зависит будущее ИТ-отделов — им предстоит доказать, что они являются важными проводниками в развитии бизнеса. В противном случае им придется смириться с тем, что предприятие задействует для своей цифровизации интеграторов со стороны.
Так с какими сложностями предстоит столкнуться предприятиям? Одной из них являются сложность и неповоротливость обновляемых систем, однако есть способы, которые помогут сгладить влияние проблем, подобной этой, говорится в отчете IDG Research Services «Проблема перемен: ИТ в переходный период». Он был выпущен в конце прошлого года, в ходе работы над ним было опрошено 200 ИТ-руководителей предприятий. Заказчиком исследования выступила консалтинговая компания Insight Enterprises, которая помогает разработать и осуществить облачные стратегии крупнейшим фирмам из списка Fortune 2000.
Как показывают результаты опроса, с трудностями по планированию и дальнейшей реализации цифровых инициатив столкнулся 51% респондентов. В итоге это привело к тому, что они или приостановили реализацию проектов, или же частично забросили их. Как уже говорилось, в качестве основной проблемы была обозначена масштабность проектов по обновлению инфраструктуры — многим предприятиям предстояло перевести в облако системы, с которыми работало более 10 тыс. сотрудников.
Старший вице-президент и генеральный менеджер по трансформации облачных систем и ЦОДов Insight Enterprises Шон О’Грэйди рассказал о сложностях, с которыми ему приходится сталкиваться: «Наши клиенты подразделяются на две категории. Одна из них желает перенести в публичное облако приблизительно 80% рабочих нагрузок, тогда как другая часть хочет, чтобы большая часть нагрузок обслуживалась частной инфраструктурой».
Он считает, что концепция ИТ-трансформации предполагает стремление ИТ-руководителей так преобразовать свои департаменты, чтобы они контролировали цифровую трансформацию всей компании, а не только замену устаревших систем. Если предприятие видит в своем ИТ-депратаменте ответственного за такие изменения, то оно сможет получить преимущества от внедрения цифровых технологий в масштабе всего предприятия. Либо оно может выбрать иной путь и доверить всю работу по цифровой трансформации сторонней компании. Во втором случае руководство исходит из того, что ИТ-отделу может недоставать экспертизы и ему лучше всего сосредоточиться только на устаревших системах. Такая ситуация может поставить ИТ-команду в невыгодное положение, исключив ее как действующее звено цифровой трансформации.
Выбор стратегии варьируется от предприятия к предприятию — она может быть чисто облачной (cloud-first) или гибридной с участием элементов локальной инфраструктуры. Облачные стратегии могут предполагать использование частных облаков или сервисов сторонних облачных провайдеров.
ИТ-департаменту нужно продемонстрировать свою востребованность
По словам О’Грэйди, ИТ-департаменту нужно убедить свое руководство задействовать его в цифровом преобразовании. Фактически ему придется перепрофилироваться, чтобы справиться с поставленными перед ними задачами. «Отличие цифровых компаний от традиционных вендоров состоит в том, что они ищут пути, как технология может помочь им выделить свои продукты на рынке, тогда как традиционная роль ИТ сводится к поддержке таких систем, как электронная почта, ERP и системы управления персоналом», — говорит он.
Если ИТ-команда не сможет доказать свою состоятельность, шансы на то, что «она будет исключена из уравнения» довольно велики, считает О’Грэйди. «Большинство ИТ-руководителей понимают, что им необходимо переформатировать свою службу и теперь им остается понять, как они это могут сделать», — добавил он.
64% респондентов полагают, что главным барьером на пути к трансформации является унаследованная инфраструктура. В числе прочих проблем они отметили безопасность данных (60%); технологические преграды для взаимодействия отдельных подразделений (59%); недостаточное финансирование программ цифровизации (54%); конкурирующие приоритеты внутри предприятия (53%).
Если учитывать затраты на преодоление каждого из этих барьеров, то на передний план выходят расходы по их устранению. О’Грэйди придерживается мнения, которое подкреплено результатами опроса, что наиболее эффективным средством для достижения «оцифровки» предприятия является гибридная облачная стратегия, которая позволяет соединить локальную и облачную инфраструктуры. 63% респондентов заявило, что при обновлении ИТ-экосистем этот подход привел к наиболее ощутимым результатам.
Составьте план, задокументируйте его и затем обнародуйте
Помимо технических препятствий цифровизации существует пресловутый человеческий фактор. По данным опроса IDG Research Services, 39% ИТ-директоров не обнародовали планы и стратегии (даже несмотря на то, что они были задокументированы), которые касаются действий в отношении «цифрового сдвига», что усложнило их претворение в жизнь, в частности это сказалось на скорости воплощения отдельных пунктов плана. Между тем, 18% респондентов донесли руководству свои планы, однако не задокументировали их. У еще 5% подобные планы отсутствуют в принципе. Только 28% респондентов задокументировали, а также поделились своими планами трансформации инфраструктуры предприятия с коллективом, что открыло ИТ-командам возможности для сотрудничества с другими отделами.
По словам О’Грэйди, небрежное отношение к стратегии и планированию может обернуться неутешительными итогами. «ИТ нужно держать связь с такими заинтересованными сторонами как, к примеру, финансовый директор, чтобы они также принимали участие в реформировании организации. Параллельные подразделения должны осознавать роль ИТ-команд в этом процессе. Последние прекрасно понимают роль бизнес-отделов и готовы к сотрудничеству с ними», — сказал он.