ИТ-окружения продолжают наполняться инструментами автоматизации — это означает, что системным администраторам придется приспосабливаться к новым веяниям, улучшая свои навыки администрирования, пишет на портале ComputerWeekly эксперт в области виртуализации и Linux Стюарт Бернс.
Греческий философ Гераклит утверждал, что единственная вещь в жизни, которую отличает постоянство, — это перемены. Это утверждение как никакое другое лучше всего соотносится с работой ИТ-администраторов, которым постоянно приходится балансировать между соблюдением требований к управлению ИТ-средами и одновременно отслеживать все новинки, которые преподносят рынку новые технологии. На этом фоне может быть затруднительно предвидеть дальнейшие действия с точки зрения профессиональной подготовки. Так как в будущем будут выглядеть обязанности системного администратора и как к ним подготовиться?
В первую очередь важно понять, что за последние годы ИТ обогатились такими технологиями, как частное и публичное облако, и, соответственно, появились новые средства управления ими. Фактически время применения графических пользовательских интерфейсов (GUI) для выполнения задач системного администрирования по типу «наведи и кликни» подходит к концу, GUI уже сейчас рассматривается как устаревший способ взаимодействия со стеком ИТ-инфраструктуры.
Рассматривайте автоматизацию как инновацию
Существует поговорка: «Если кто-то делает работу вручную дважды, значит он делает что-то не так». Очевидно, что с каждым годом количество рутинных процедур в ИТ снижается. Во многих приложениях Microsoft появилась возможность экспорта настроек установки в скрипт PowerShell, сводя к минимуму ручное манипулирование. Поднимаясь на более высокий уровень, можно удостовериться, что облачные вычисления и веб-масштабируемая инфраструктура сулят более широкие возможности в плане получения более согласованных процессов автоматизации.
К этому нужно добавить, что автоматизация постепенно вытесняет ручное управление ИТ-средами, поскольку оно не может обеспечить должного контроля за вертикальным масштабированием систем и это идет вразрез с той скоростью, которая необходима предприятиям для того, чтобы не остаться в хвосте конкурентной гонки. К примеру, автоматизация выходит на передний план, когда разработчикам требуется развернуть новую ИТ-среду для разработки, тестирования и внедрения новых услуг и функций, которые могут потребоваться клиентам.
Как правило, эти среды должны обладать набором фиксированных характеристик и функций. В некоторых случаях может потребоваться их тиражирование, что довольно просто решается при помощи инструментов автоматизации. Применяя для этих же целей ручной труд, нет никаких гарантий, что клонированные среды получат точно такие же наборы характеристик, как изначально задумывалось. Именно поэтому большинство компаний применяют инструменты для автоматизации в рамках более широкомасштабных проектов цифровой трансформации.
Одним из последствий этой тенденции является то, что надобность в услугах ИТ-администраторов частично отпадет. Риск сокращения рабочих мест вследствие задействования механизмов автоматизации затрагивает практически все сферы экономики, будь то производство, здравоохранение, розничная торговля или ИТ, однако их внедрение может принести ряд преимуществ, избавив персонал компаний от выполнения повторяющихся действий. Считается, что это высвободит время для занятий более продуктивной деятельностью, направленной на достижение бизнесом долгосрочных целей.
Автоматизируйтесь по-умному
Чтобы защитить свою рабочую позицию, ИТ-администратору нужно действовать на опережение, фокусируясь на навыках управления инструментами автоматизации при помощи интерфейсов прикладного программирования (API). Однако это не единственный навык. Рассмотрите следующие рекомендации:
• Возьмитесь за изучения какого-либо языка сценариев. Например, если администратор «завязан» на экосистеме Windows, на начальном этапе имеет смысл изучить расширяемое средство автоматизации PowerShell, состоящее из оболочки с интерфейсом командной строки и сопутствующего языка сценариев. По мере того, как будет повышаться ваша квалификация, вам будет легче изучать новые инструменты и методики программирования.
• Подыщите в вашей организации бизнес-процесс, для которого можно прописать сценарий, и попробуйте применить полученные знания на практике: кому-то проделанная вами работа сэкономит время, тогда как вы заработаете авторитет в глазах руководства. Написание скриптов связано со сложностями реализации, но они несут конкретную практическую пользу и способствуют повышению квалификации.
• Никогда не прекращайте учиться, расширяйте свои знания, углубляясь в суть изучаемой технологии и того, как она взаимодействует с другими технологиями посредством их API. Большинство современных продуктов обладают качественной документацией по API, что позволяет максимально задействовать их возможности.
• Применяйте API RESTful. Их применение не привязано к конкретному языку программирования, и это здорово облегчит вашу работу. Желательно изучить JSON (Javascript Object Notation) на уровне свободного владения — этот текстовый формат стал стандартным выбором для независимого обмена данными с любой платформой.
Имейте в виду, что освоение новых технологий требует немало времени, поэтому начать нужно с малого. Овладев описанным выше набором знаний, вы можете приступить к оркестровке ИТ-сред. Эта работа выходит за рамки администрирования и больше похожа на работу разработчика. На этом этапе обучения следует научиться управлять версиями, например, овладеть работой с распределенной системой управления версиями GIT или другой системой, которую использует ваша компания.
Спорадическое переучивание техник, а также периодическое пересечение с ранее применяемыми инструментами — все это будет способствовать практическому овладению навыками ИТ-администратора нового поколения. Научившись со временем добавлять в комплекс управления ИТ-инфраструктурой средства автоматизации, тем самым вы сможете свести до минимума ручное управление процессами.