Предназначенные для самообслуживания аналитические инструменты позволяют пользователям углубляться в бизнес-аналитику. Как отмечает портал TechTarget, происходит «демократизация» данных.
Предприятия все чаще стремятся вести операции на основе данных, принимать бизнес-решения, руководствуясь эмпирическими фактами, а не интуицией. В этой связи им необходимо все больше сотрудников, способных эффективно обрабатывать цифры. Остались в прошлом дни, когда рядовой пользователь ждал нового отчета от перегруженного бизнес-аналитика.
По мере демократизации данных анализ и презентация цифр получают распространение за пределами подразделения бизнес-аналитики. Но для получения максимального эффекта от работы неспециалистов по данным организациям необходимо предоставить им соответствующие условия. Они нуждаются не только в улучшенном доступе к релевантным для них данным, но и в удобных инструментах для анализа и представления данных в понятном формате.
Хотя за анализ данных отвечают бизнес-пользователи, вспомогательные службы должны сделать его как можно более легким и эффективным. В частности, организациям следует придавать большое значение визуализации данных, поскольку именно от этого зависит процесс принятия решений на основе данных.
«Чтобы извлечь максимум возможного из больших данных, необходима визуализация, — считает Коди Свонн, генеральный директор фирмы Gunner Technology, которая разрабатывает инструменты визуализации для рядовых пользователей. — Во-первых, потому что визуализация значительно облегчает выявление потенциальных тенденций и корреляций, а во-вторых, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Руководство легко проглатывает визуальные представления».
Чтобы рядовые пользователи посредством самообслуживания могли при необходимости систематически, быстро и эффективно визуализировать данные, ИТ-подразделения должны помочь им в приобретении и использовании инфраструктуры, а бизнес-аналитики, у которых работа с данными является второй натурой, — в запуске процесса анализа и визуализации. Тогда пользователи будут иметь гарантию, что работа с данными осуществляется в защищенном режиме, протекает последовательно и основана на четких математических принципах.
Вот рекомендации экспертов, касающиеся превращения рядовых пользователей в специалистов по данным.
Объединяйте специалистов по данным с бизнес-аналитиками
Аналитика самообслуживания не означает, что пользователи могут все делать самостоятельно. В идеале организациям следует объединять их с бизнес-аналитиками для разработки различных видов аналитики и визуализации, которыми могли бы пользоваться все.
«Объединение бизнес-пользователя с опытным бизнес-аналитиком может быстрее улучшить результаты, чем возложение ответственности только на одного или на другого, — сказал старший вице-президент фирмы Anexinet по аналитике и машинному обучению Майкл Голуб. — Визуализация — это в равной мере творческая и техническая работа. Гибкая совместная работа представителей бизнеса и технологии представляет собой один из способов получения максимума возможного от потраченного на проектирование и создание важнейших визуализаций времени, что, в конечном итоге, поможет определить направление развития организации или предприятия».
Одним из способов разделения труда является назначение бизнес-аналитиков ответственными за сбор и агрегирование данных, а также за вычисления, полагает консультант фирмы Tale About Data Лайор Барак. «Но формированием отчета должен заниматься конечный пользователь, — уточнил эксперт. — Он должен использовать ключевые показатели эффективности (KPI), которые предоставит бизнес-аналитик, и создать визуализацию, которая ответит на его вопросы».
Выбирайте подходящие инструменты самообслуживания
«Горький опыт учит, что выпуск собственного инструмента визуализации является пустой затеей. Это занимает целую вечность, стоит кучу денег, и все равно результат оказывается хуже имеющихся решений, — считает Свонн. — Следует использовать инструмент, который делает визуализацию легкой и гибкой».
Маркетинг-координатор фирмы iDashboards Саманта Марш предлагает организациям искать аналитические инструменты самообслуживания, которые можно масштабировать и полностью интегрировать со значимыми для компании источниками данных.
«Вероятно, вы захотите также рассмотреть вопрос о предпочтительности инструмента бизнес-аналитики на основе шаблонов или адаптируемого. Если для вашей организации важны скорость и простота, подумайте об использовании инструмента, который запускает ваши проекты с заранее заданными шаблонами визуализации, — рекомендует Марш. — В подобные инструменты уже могут быть встроены даже KPI и приборные доски. Однако если вы цените гибкость и возможность адаптировать ваши визуализации, такой вариант вам не подойдет».
Прислушивайтесь к пользователям
Для внедрения устраивающих пользователей инструментов и процессов подразделения ИТ и бизнес-аналитики должны прислушиваться к мнению пользователей.
«Самые тяжелые уроки по поводу больших данных и визуализации заключаются в том, что только конечный пользователь знает свои потребности и ни один ИТ-специалист не скажет сотрудникам подразделения маркетинга, что им необходимо видеть. Мы можем консультировать их по ходу дела, но для принятия решений им необходимо создавать представления, которые подойдут им больше всего», — сказал Барак.
Специалисты по данным согласны с этим, но подчеркивают, что занимающиеся анализом данных пользователи должны прилагать усилия для изучения инструментов.
«Технические специалисты должны тесно сотрудничать с бизнес-пользователями, чтобы понять, какие именно визуализации им могут оказаться необходимы, и снабдить их для начала базовыми инструментами. Но после этого бизнес-пользователям следует потратить время на изучение этих инструментов, чтобы стать самодостаточными при извлечении полезных знаний», — сказал специалист по данным из фирмы Edited Джо Берри.
Создавайте персонажи
Очевидно, что крупная организация не в состоянии приспособить процесс визуализации к потребностям каждого занимающегося анализом данных пользователя. Чтобы как можно полнее удовлетворить эти потребности, некоторые эксперты рекомендуют воспользоваться опытом специалистов по маркетингу.
«Почему бы не создавать персонажи пользователей визализации подобно тому, как их создает подразделение маркетинга с целью продажи продуктов и услуг? — вопрошает старший вице-президент по развитию фирмы Suntico Хью Джонсон. — Тогда при создании визуализаций остается понять, для кого и почему вы их создаете. Результатом, скорее всего, будет то, что действительно полезно для бизнеса».
Проверяйте данные
Одной из важных ролей, которую играют ИТ-подразделения в предоставлении рядовым пользователям возможности самостоятельно анализировать данные, является обеспечение чистоты и тщательная обработка поступающих данных. Это включает защиту данных на протяжении всего их жизненного цикла и предоставление пользователям доступа только к тем данным, которые необходимы им для работы.
«В типичном случае ИТ-подразделения должны отвечать за приведение данных в готовность к визуализации, анализу и автоматизации этих процессов, — пояснил Джонсон. — Им следует обеспечить наличие нужных инструментов управления, чтобы каждый использующий визуализацию мог видеть только те данные, которые ему разрешено видеть».
Подразделения бизнес-аналитики, в свою очередь, проверяют соответствие данных тем целям, для которых они предназначены.
«Во многих случаях нужные данные вообще не собираются. При отсутствии данных аналитикам и разработчикам клиентской части приложений не с чем работать, — сказала аналитик, специалист по инфраструктуре бизнес-аналитики и учредитель фирмы ProjectBI Джастин Батлион. — Первое, на чем должен сосредоточить внимание руководитель подразделения бизнес-аналитики, — это устранение пробелов в данных».