Компания Software AG опубликовала прогноз основных направлений развития цифровых компаний телекоммуникационной отрасли в 2019 году.
Эксперты Software AG уверены, что в 2019 году поставщикам услуг связи придется вести себя еще активнее, поскольку их главные конкурентные преимущества — технологии централизованного управления сетевыми подключениями, высокое качество мобильной связи и доступа в мобильный Интернет, широкое территориальное покрытие — постепенно становятся привычными параметрами услуг. Даже в России, на самой большой в мире территории, которую невозможно полностью покрыть базовыми станциями, у мобильных пользователей вызывают недоумение случаи снижения качества связи в отдалении от населенных пунктов — во всяком случае, в пределах основных транспортных магистралей.
Поэтому сегодня телекоммуникационные компании всерьез работают над своим развитием. Поставщики услуг связи будут расширять свои цепочки создания ценности, и в первую очередь они начнут оказывать заказчикам услуги, связанные с контентом — его получением, хранением, обработкой. Для этого неизбежно потребуются новые бизнес-модели, охватывающие новые коммуникационные и партнерские каналы. Эти бизнес-модели помогут получать доходы от новых услуг и конкурировать с компаниями, работающими на рынке доставки видеосигнала через интернет, включая развлекательные потоковые видеосервисы и других поставщиков видеоконтента.
Скоро все поставщики услуг связи будут предоставлять платформы интернета вещей (Internet of Things, IoT) в формате услуги (IoT as a Service, IoTaaS), и эти платформы можно будет адаптировать к отраслям, в которых работают заказчики, и их отраслевым потребностям.
Важнейший пример — IoT в транспорте и логистике России. Уже сегодня благодаря IoT происходит роботизация процессов в складской логистике. Кроме того, IoT используется для взимания платы за проезд. С 2017 года все автомобили в России оснащаются системой экстренного оповещения. Стал реальностью бум транспортных услуг, основанных на решениях для удаленного мониторинга транспортных средств — от логистики и систем визуализации загруженности дорог на общедоступных интернет-картах до такси и каршеринга.
IoT активно используется при мониторинге промышленного оборудования на производстве. Для повышения эффективности существующих производственных и технологических процессов и снижения капитальных затрат разрабатывается концепция национального «Индустриального интернета», т. е. Industrial IoT (IIoT), которая подразумевает подключение и интеграцию между собой любых небытовых устройств, оборудования, датчиков и сенсоров к системам АСУТП через интернет. Растет доля российского телекоммуникационного оборудования, используемого в таких решениях.
И конечно, без IoT не стал бы возможен комплекс сервисов умного города в том виде, в котором он появился и развивается, например, в Москве. Системы удаленного мониторинга передвижения и контроля расхода топлива существенно сокращают затраты и контролируют целевое использование транспорта, а также позволяют анализировать и оптимизировать маршруты движения.
Платформы на базе IoTaaS можно внедрять буквально за несколько дней. Не требуя сложных настроек, они позволят отслеживать и контролировать тысячи устройств удаленно — и это прямо диктует необходимость использования систем IoTaaS в данной отрасли.
Поставщики услуг связи будут уходить от использования закрытых ИТ-архитектур, в которых они предоставляли услуги только своим заказчикам через свои собственные сети, и двигаться к платформам с открытой архитектурой и доступом через стандартизированные интерфейсы прикладного программирования (Application Programming Interface, API). Такие бизнес-платформы с открытой архитектурой позволят телекоммуникационным провайдерам поддерживать своих партнеров, объединяя их предложения и расширяя для них рынок сбыта. Это увеличит доходы как партнеров, так и самих поставщиков.
При таком подходе поставщики услуг связи будут активно использовать средства управления API и гибридной интеграции, чтобы управлять сложными экосистемами и взаимодействовать с ними.
Российские операторы мобильной связи уже предлагают новые платформы с API, которые обеспечивают доступ к технологическим и информационным ресурсам компаний и позволяют, таким образом, использовать возможности мобильных сетей для развития бизнесов сторонних разработчиков. Например, существует платформенный сервис, который позволяет выполнять платежи между абонентами — данные передаются в приложение через API, и пользователи знают об остатках на счетах и проведенных операциях. Партнеры могут предложить свои услуги, добавляющие ценность к базовому сервису, при этом им предлагается воспользоваться открытым API.
Чем больше внимания своему развитию будут уделять поставщики услуг связи, тем ожесточеннее станет борьба за уровень удовлетворенности клиентов — в современных условиях это означает совершенствование взаимодействия с заказчиками в цифровой среде. Уверен, что возрастет потребность в таких инструментах, как анализ предпочтений заказчиков и технологии межмашинного взаимодействия (M2M) и искусственного интеллекта (ИИ).
В числе последних подтверждений этому в России: внедрение модернизированных ИТ-инфраструктур операторов связи, которые благодаря технологиям больших данных позволят предоставлять клиентам персонализированные цифровые услуги — от каналов самообслуживания до уникальных пакетных тарифов — и быстрее разрабатывать и выводить на рынок новые цифровые продукты; виртуальные цифровые помощники на базе ИИ, которые могут подсказать баланс и рассказать о тарифах, расходах и способах оплаты услуг; целевые платформы для определенных слоев клиентов — например, платформы для малого бизнеса.
Эксперты уверены в том, что цифровая трансформация для телеком-операторов сегодня — уже вопрос не столько конкурентоспособности, сколько выживаемости.