Подводя итоги первого года своей работы в статусе Managed Service Provider (MSP) на рынке услуг Oracle Cloud, компания «ФОРС — Центр разработки» сообщила о создании в своем составе соответствующего структурного подразделения — Центра управления облачными сервисами. Говоря об актуальности этого шага, директор по работе с партнерами представительства Oracle в России и СНГ Юрий Толстых заявил, что число клиентов, использующих облачные сервисы в нашей стране, растет экспоненциально.
Oracle — далеко не единственный и не самый крупный провайдер облачных услуг. По мнению вице-президента компании по технологиям и облачным системам Орлы Ни Чоркора, конкурентные преимущества ее компании на этом рынке определяются тремя факторами: наличием оригинальной инфраструктуры Oracle Cloud Infrastructure, автономной СУБД и бизнес-модели Cloud at Customer, сочетающей достоинства публичного и частного облака. В рамках этой модели Oracle за свой счет развертывает на площадке заказчика облачную программно-аппаратную инфраструктуру, а тот оплачивает предоставляемые ею ИТ-сервисы по мере потребления.
Очевидно, что такая модель особенно востребована отечественными компаниями и организациями, которым использование ресурсов зарубежных ЦОДов запрещено регулятором. Впрочем, по данным Юрия Толстых, подавляющее число российских заказчиков (80%) приобретают услуги в публичном облаке Oracle, развернутом в одном из зарубежных ЦОДов (на территории России таковых пока нет). В то же время, глобально большей популярностью пользуются услуги Cloud at Customer, выручка от которых «растет трехзначными в процентах» темпами.
Объясняя важность автономной СУБД Oracle, Орла Ни Чоркора напомнила, что движение в этом направлении уже охватило отрасль ИТ. По мнению экспертов, в недалеком будущем все облачные приложения будут использовать искусственный интеллект, более половины корпоративных данных будут управляться автономно, а 85% всех диалогов пользователей с ИС будет автоматизировано. Автономная СУБД Oracle существует в двух инкарнациях: ADW — для создания аналитических хранилищ и витрин данных и ATP — для транзакционных приложений. Обе они самоуправляемые, самозащищающиеся и самовосстанавливающиеся.
Достоинство автономности не только в экономии на обслуживающем персонале, но и в возможности оптимизации использования программно-аппаратных ресурсов. Так, один из клиентов ФОРС — компания «Столото», проводящая государственные лотереи и уже использующая серверы БД Oracle — сообщил о результатах тестирования СУБД ADW в облаке Oracle. Утверждается, что скорость обработки SQL-запросов даже без оптимизации выросла в 20 раз, а благодаря ранжированию запросов по приоритетности удалось быстрее отвечать на наиболее критичные из них. При этом автоматически устанавливались обновления и исправления и осуществлялись необходимые настройки.
Юрий Толстых подчеркнул, что облачные услуги Oracle будут предлагаться российским заказчикам через партнеров корпорации, которые относятся к одной из трех категорий: продавцы (самая массовая), внедренцы тех или иных решений и крупные системные интеграторы, способные реализовывать инновационные решения на базе технологий ИИ, блокчейна и Интернета вещей. Всего в России сертифицированы по облачным технологиям более 50 партнеров, и 15 из них предлагают собственные решения. Часть облачной партнерской экосистемы работает через компанию «ФОРС дистрибуция», входящую в состав группы ФОРС.
А другая компания группы, «ФОРС — Центр разработки», будучи единственным в России облачным MSP-партнером, занимает в местной партнерской экосистемы особое положение. Статус MSP дает ей возможность выступать по сути в роли аутсорсера, берущего на себя управление всей инфраструктурой (IaaS и PaaS), используемой клиентом в облаке.
По словам директора по технологиям группы ФОРС Андрея Тамбовского, созданная ими бизнес-среда FORS Cloud помогает заказчикам решать такие задачи, как миграция приложений в облако Oracle, переход на новые версии СУБД и связующего ПО, резервное копирование, анализ производительности и выдача рекомендаций по ее повышению, автоматический мониторинг конфигураций и т. д.
Технологические компоненты FORS Cloud, обеспечивающие процессы управления и сопровождения облачных сервисов, размещены в основном и резервном ЦОДах на территории России. Одновременно клиенты получают в свое распоряжение полностью выстроенную юридическую, технологическую и финансовую инфраструктуру, соответствующую российскому законодательству, для предоставления и сопровождения облачных сервисов Oracle. Не секрет, что большинство заказчиков склоняется к работе в гибридном облаке, часть ресурсов которого размещена на их собственной площадке. Развертывание и поддержка таких конфигураций также осуществляется через FORS Cloud.
Клиент «ФОРС — Центр разработки» — ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», продвигающая в России систему международных стандартов цифрового и штрихового кодирования GS1 — сообщил о проекте миграции СУБД Oracle со своей площадки в публичное облако, на который ушло всего две недели. За первые три месяца работы в облаке количество ошибок снизилось на 90%, а незапланированные простои системы, сопровождающиеся ее перезагрузкой, которые прежде случались ежедневно, и вовсе не были зафиксированы. Как утверждает Андрей Тамбовский, в целом сроки выполнения ими подобных проектов миграции сокращаются втрое и сопровождаются 30%-ным снижением затрат заказчика на ИТ.