Рынок публичных облаков зародился в России примерно 10 лет назад. В
Повышение уровня абстракции как главный тренд
Под абстракцией в данном случае понимается возможность полностью отключиться от мыслей о том, как выглядит инфраструктура, на базе какого оборудования и ПО она работает. Первым шагом к этому стало появление технологий виртуализации, которые позволили меньше работать с физическими серверами и системами хранения. На следующем этапе с появлением механизмов самообслуживания (здесь мы фактически говорим уже об IaaS) уровень абстракции усилился. Управление инфраструктурой существенно упростилось. Стало ненужным устанавливать сервер, достаточно условно одного клика мышью, чтобы развернуть его за короткое время. Более высокоуровневая услуга и, следовательно, более высокий уровень абстракции демонстрирует PaaS, платформа как сервис. С ее помощью провайдеры предлагают преднастроенные элементы инфраструктуры — готовые «кубики», которые можно арендовать для запуска конкретных приложений и быстрого создания нужных ИТ-ландшафтов.
Облачный сервис будущего работает на максимально возможном уровне абстракции. По сути — это коробка, которую не нужно даже инсталлировать. Вам требуется только написать код, отдать его сервису и назначить событие, при котором необходимо его исполнить. Вас больше не должно заботить, сколько ресурсов выделить для его работы, где его запускать, как реализовать отказоустойчивость, облако все это сделает за вас. Вы платите только за количество запросов к функции и их суммарное время выполнения.
Все компании на рынке — в той или иной мере ИТ-компании
Тенденция, которую видно уже сегодня — усиление проникновения ИТ в различные сегменты рынка. Технологии — это своего рода кровеносная система, которая обеспечивает жизнеспособность бизнеса. По мере того, как будут развиваться процессы цифровой трансформации, даже в консервативных отраслях зависимость от ИТ увеличится. А в будущем можно будет уверенно говорить, что, например, многие банки и операторы связи станут поставщиками ИТ-услуг с банковской и другими соответствующими бизнесу лицензиями. В этих компаниях значительную часть рабочей силы будут представлять сотрудники с ИТ-бэкграундом, например, разработчики клиентских онлайн-сервисов.
Между тем, привычные ИТ-компании и провайдеры облачных услуг с рынка не уйдут, и их позиции не пошатнутся, скорее наоборот. Дело в том, что нужные компетенции за один день не появляются, рынок испытывает дефицит профессиональных кадров и наибольшая их концентрация наблюдается в ИТ-отрасли. В дальнейшем ситуация кардинально не поменяется. Тренды останутся теми же: ключевую роль в распространении новых решений будут играть ИТ-компании и облачные провайдеры. При этом сохранится строгая градация: некрупные заказчики со стандартными запросами начнут обращаться к провайдерам массовых услуг, предлагающим типовые сервисы. А корпоративный сегмент по-прежнему будет пользоваться предложениями провайдеров, предлагающих сложные, кастомизированные услуги.
Будущее за провайдерами управляемых сервисов
Роль провайдеров облачных услуг, интеграторов и в целом ИТ-компаний усилится еще и потому, что переход к той самой модели максимальной абстракции недостижим в короткой время. Даже у самого прогрессивного и технически подкованного заказчика достаточно большой пласт инфраструктуры представляет собой старые, т. н. legacy-системы. Чтобы и они работали эффективно в облаке, их архитектуру надо полностью переделывать. Либо же отказаться от использования унаследованных систем, к чему не все клиенты готовы.
Задача ИТ-компаний — провести анализ инфраструктуры, определить, действительно ли нужна миграция, оправдана ли она экономически. Вполне возможно, что часть бизнес-систем останется в локальной инфраструктуре и их поддержка будет передана провайдеру. А другие системы ждет перестройка и оптимизация с дальнейшим переводом в облако. Одним словом, облачные провайдеры за счет своей экспертизы смогут давать работе всей инфраструктуры заказчика глобальные оценки, выступать консультантом и брать на себя целый пул обязанностей по администрированию, обновлению и реорганизации различных процессов в формате управляемых сервисов. По сути ИТ-компании будут заниматься не локальными проблемами, а смогут оценить комплексно всю картинку и с высоты этого Helicopter View сказать, где сосредоточены проблемы и какими способами их можно устранить.
Автор статьи — директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы».