В преддверии намеченной на 24 апреля 2019 г. конференции «Современный цифровой офис — 2019» редакция itWeek обратилась к спикерам конференции с предложением поделиться своим видением роли и места цифрового офиса в условиях глобальной цифровой трансформации, дать рекомендации по цифровизации офисных задач и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении.
Вот что нам сообщила Ольга Кучерова, ИТ-директор юридической фирмы A.T.Legal.
Как вы оцениваете современный тренд цифровой трансформации государства и бизнеса?
Спасибо за такую постановку вопроса. Мне импонирует комплексный подход к задаче цифровой трансформации, я бы ещё добавила третьего участника — общество. При этом хотелось бы перечислить основных акторов в обратной последовательности, в порядке приоритетности: общество, бизнес, государство. А вот идею, что можно найти отдельные направления и на них сфокусироваться, а прочими малозначимыми пренебречь, я, признаться, не поддерживаю, хотя стихийно именно так и получается: некоторые сферы развиваются быстрее системы в целом, а какие-то отстают. Основным драйвером цифровизации является бизнес, он подхватывает запрос общества и развивает технологии. По отраслям, мне кажется, список лидеров выглядит так:
- телекоммуникации;
- финтех;
- ритейл;
- цифровизация офисной деятельности, образование, медицина, транспортная логистика, энергетика (примерно на одном уровне);
- государственное управление и цифровые сервисы;
- производственные компании и «умные» города, индустрия развлечений и масс-медиа, LegalTech.
По каким основным направлениям разворачивается цифровизация?
Из актуальных трендов, от которых ожидается наибольшая отдача в ближайшей перспективе, можно назвать следующие:
- ИИ (большие данные, машинное обучение);
- автоматизация и роботизация;
- мобильность;
- использование облачных сервисов;
- блокчейн, IoT, Smart grid, смарт-контракты, БПА.
Какое место здесь занимает цифровизация офиса как неотъемлемого компонента бизнес-инфраструктуры организаций и предприятий?
Цифровизация офиса является ключевым элементом процесса.
Во-первых, именно в этой точке происходит оцифровывание бумажных носителей, создавая основу для дальнейшей обработки информации, её анализа и семантизации, генерации метаданных.
Во-вторых, офис выполняет задачу обогащения данных, используя данные создаёт интеллектуальный продукт, не обязательно цифровой, но всегда с применением цифровых технологий.
С одной стороны, для выполнения своих функций офис нуждается в цифровых технологиях, с другой, именно современный офис может извлекать пользу из цифровых активов предприятия, а если сильно преуспеет в этом, то и выделиться в отдельный сервис для внешнего заказчика. В этом случае офис из потребителя ресурсов может превратиться в генератор прибыли для компании.
Могу привести пример: обработка больших данных, агрегируемых телекоммуникационными компаниями, позволила им предоставлять услуги ритейлерам (для маркетинга и таргетирования рекламы), финансистам (для скоринга при принятии решений о выдаче кредита), коллекторам, городским транспортным службам, девелоперам. Это список потребителей информационного продукта, создаваемого цифровыми офисами телекоммуникационных компаний, который обнародован, но мне достоверно известно, что он гораздо больше.
Насколько готовы и в какой степени отечественные организации нуждаются в цифровой реорганизации своих офисов? Какие преимущества они получат от реализации таких проектов?
Революционный — самый болезненный — этап цифровизации позади, я уже поработала в отрасли и могу засвидетельствовать, что на этапе качественных изменений бизнес-процессов люди издержки уже ощутили, а преимущества ещё нет, это порождало сопротивление на всех уровнях. Сейчас изменения количественные, внедряются почти безболезненно.
Какие основные виды офисных задач требуют первоочередной цифровизации? Какие технологии (облака, мобильность, роботизация, искусственный интеллект, средства удаленной и коллективной работы и пр.) будут играть ключевую роль в процессе цифровой трансформации офиса?
Все перечисленные технологии очень важны, их ценность многим уже очевидна, это, можно сказать, котлеты цифровизации, а вот мух часто упускают из виду. Я имею в виду вопросы защиты информации. Необходимо поддерживать уровень безопасности, адекватный растущим рискам. Чем более ценными становятся цифровые активы предприятия, тем надёжнее должна быть система их сохранения.
Как технологически совместить цифровизацию офиса с цифровой трансформацией других направлений деятельности организаций? С какими трудностями технологического, организационного и правого характера могут столкнуться организации в проектах цифровизации офисов?
Опять-таки, если сравнивать с предыдущими периодами развития цифровой экономики, сейчас вопросы интеграции информационных подсистем предприятия решаются вполне успешно, происходит это благодаря повсеместному применению API, унификации форматов обмена данными, конвергентной концепции и идеологии омниканальности. Функция офиса — обслуживание бизнеса, если возникают противоречия между офисом и подразделениями предприятия, адаптироваться должен офис. В то же время, офис разрабатывает дорожную карту внедрения технологий в подразделениях и контролирует результаты. Трудности могут быть вызваны:
- неравномерностью цифровизации как внутри организации, так и непропорциональностью развития между партнёрами;
- законодательными коллизиями с непроработанными нормативными актами, принятыми под влиянием политической конъюнктуры, без учёта мнения экспертного сообщества, а зачастую и здравого смысла;
- традиционной инертностью сотрудников. Например, недоверием к облачным технологиям, опасениями конкуренции со стороны роботизированных систем.
Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции? Какую практическую пользу слушатели смогут вынести из вашего доклада?
Я планирую рассказать о динамике цифровизации юридической фирмы A.T.Legal. Я надеюсь, опыт будет полезен аудитории и вот почему:
- мы имеем дело с типичным офисом, в котором выполняются все стандартные функции офиса, офис — это базовое подразделение фирмы;
- помимо обычных каналов информационного взаимодействия с контрагентами у нас задействовано по меньшей мере 15 ресурсов, по которым передаётся критически важная и юридически значимая информация, это вынуждает нас быть в курсе актуального состояния данных институций и степени их цифровизации;
- юридическая отрасль имеет шанс пережить цифровой бум вслед за хэдлайнерами, которых я называла выше. В финансах, ритейле и телекомах уже почти всё что можно автоматизировали, в других отраслях есть потребность в технологиях, но недостаточно ресурсов, а в юридической сфере есть и то и другое. Юристы до сих пор не на переднем крае прогресса исключительно в силу свойственного им консерватизма. Но их время, похоже, пришло.
Зарегистрироваться для участия в конференции «Современный цифровой офис — 2019» можно на сайте.