Первый коммерческий мобильный телефон был выпущен в 1983 г.: он хранил не более 30 телефонных номеров, в режиме разговора мог работать 30 минут, в режиме ожидания — 6 часов. Если бы в то время их владельцам сказали, что в недалеком будущем они будут проверять свои мобильные телефоны и прикасаться к ним несколько сотен раз в день, они бы не поверили. За несколько десятилетий, которые прошли с того времени, мир совершенно изменился, но это никак не коснулось трансформационного потенциала новых технологий — когда они появляются, по-прежнему очень сложно представить себе всю степень их воздействия на общество.
Цифровая реальность сегодня — это виртуальная, дополненная и смешанная реальности, а также другие иммерсивные технологии. Все они заключают в себе огромный неиспользованный потенциал, который с появлением смартфонов совершенно преобразил эпоху мобильных телефонов. И вот спустя многих лет разговоров цифровая реальность, наконец, готова кардинально изменить наш мир — начиная с того, как мы организуем работу, и заканчивая тем, как мы общаемся.
По данным IDC, общие расходы на цифровую реальность увеличатся с 9,1 млрд. долл. в 2017 г. до 160 млрд. долл. в 2021 г., при этом средний годовой темп роста составит 113%. На первый взгляд кажется, что технологии цифровой реальности проникают в нашу повседневную жизнь довольно медленно. Тем не менее, в последнее время произошли некоторые важные события, которые раскроют их потенциал в полной мере. В ближайшие год-два появятся компании, которые представят революционные продукты и услуги цифровой реальности следующего поколения, которые изменят опыт взаимодействия с нашими мобильными устройствами.
Трансформация окружающих технологий
Пропускная способность сети и хранение данных всегда были двумя основными проблемами, препятствующими популяризации технологий цифровой реальности. К примеру, чтобы пользователь мог комфортно просматривать
Эксперты говорят, что возможности базовых станций 5G помогут в 10 раз снизить задержки, что приведет к повышению эффективности сети в 100 раз. Очевидно, что эти достижения сделают цифровую реальность по-настоящему цифровой, то есть 3D-шлемы, очки и другие устройства избавятся от проблем с буферизацией и низким разрешением, что в прошлом доставляло неудобства.
Где цифровая реальность соприкасается с действительностью
По данным Global Web Index, гарнитурами для просмотра виртуальной картинки владеют только 5% населения, однако их популярность медленно, но верно растет. Несмотря на то, что еще несколько лет назад ими пользовались лишь энтузиасты высоких технологий, вендоры понимали, какой потенциал скрывают такие гаджеты. Например, потенциал Google Glass раскрылся уже после его прохладной встречи потребителями. Не закрепившись на потребительском рынке, очки пробрались в корпоративный сектор, их задействуют на производстве, при складировании продукции, трансляции видео во время хирургических операций.
Почему продукт закрепился на рынке даже будучи холодно принятым? Ответ заключается в том, что пользователи помогли вендору накопить необходимый опыт и понять, где еще можно применить Google Glass кроме просмотра развлекательного контента, а также дополнительно изучить саму технологию в отрыве от конкретного продукта. Понимание ее сильных и слабых сторон поможет руководителям бизнеса составить более четкий план того, как успешно реализовать цифровую реальность.
Как будут выглядеть программы цифровой реальности
По словам Кука, много лет назад он помог крупной телекоммуникационной компании построить свой колл-центр 3G. В основе проекта было создание простой системы передачи SMS, позволяющей отправлять до 64 символов. Поначалу этот проект казался малоперспективным, но, как оказалось, он перевернул представление людей об общении — сегодняшний мир трудно представить без обмена текстовыми сообщениями. Цифровая реальность может значительно расширить функциональность SMS, сделав эту технологию привлекательной не только для рекламной индустрии, но и для других отраслей.
Как это может выглядеть? Вообразите клиента, который склонился над рекламным объявлением c фотографией автомобиля, который можно «оживить» в трехмерном изображении при помощи камеры смартфона, «опробовать» его в движении, ознакомиться с его техническими характеристиками. И, если данная модель не подходит, выбрать другую. Таким образом, клиент в считанные секунды сможет осуществить переход с рекламного объявления к индивидуальному «тест-драйву». Этот пример показывает, как цифровая реальность может улучшить взаимодействие с брендом.
Цифровая реальность наконец получает инфраструктуру для своего развертывания (сети 5G, гарнитуры, очки, шлемы виртуальной и дополненной реальностей, смартфоны), дело осталось за малым — должно появиться «приложение-убийца», которое раскроет весь ее потенциал.
Время пришло
Тестирование виртуальных технологий проходит по всему миру. Будь то обучение персонала, профессиональное развитие или шопинг — они повсюду прощупывают свой путь, чтобы приблизить нас к прорыву. Очевидно, что не все компании гарантируют себе место в новом цифровом мире — за бортом останутся те, которые не придали значения его наступлению. Цифровая реальность еще молода, но потенциал, который она демонстрирует, говорит о том, что в ближайшие несколько лет она обрушится на ИТ с головокружительной скоростью. Уже появились интересные приложения, которые это подтверждают.
Как и любая другая прорывная технология, цифровая реальность не спешит раскрывать свои карты, давая разгуляться фантазии на тему того, каковы же самые инновационные методы ее применения. По мере того, как цены на оборудование продолжат снижаться, а сообщество разработчиков будет расти, появится больше возможностей для того, чтобы виртуальные технологии раскрылись. С их помощью бизнес-лидеры смогут наделить повседневные действия интерактивными эффектами погружения, что раньше считалось невозможным.