ИТ-компания КРОК объявила итоги операционной деятельности за 12 месяцев 2018 года. Выручка увеличилась на 34,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 30 320 млн руб. В рамках стратегии
Чтобы предоставлять клиентам новые digital-сервисы и обеспечивать их лидерство на рынке, КРОК в 2018 году изменила операционную модель управления бизнесом, основываясь на лучших мировых практиках и инициативах сотрудников. Результаты этих изменений оказали положительное влияние на финансовые показатели и клиентский портфель компании.
По итогам 2018 года количество клиентов КРОК увеличилось на 9,4% по сравнению с прошлым годом и достигло 757. В прошлом году у КРОК появилось 216 новых клиентов, при этом количество клиентов с высоким LTV (Lifetime Value) тоже возросло — до 373. В 2018 в КРОК стартовал 1391 новый проект, что также превосходит показатели 2017 года. Всего за прошлый год специалисты компании работали над 2356 проектами.
В общей выручке КРОК по итогам 2018 года увеличились доли новых направлений, объединенных в портфель digital-услуг. Он объединяет разработки в области виртуальной и дополненной реальности, проекты по робототехнике, облачные сервисы, аудиовизуальные комплексы и промышленные решения Индустрии 4.0. Суммарно эти динамично растущие направления принесли компании 2 592,4 млн руб., составив долю 8,5% в общей структуре выручки. Основным фактором увеличения выручки этих технологических направлений стала цифровая трансформация традиционных отраслей.
Наибольший прирост выручки в отраслевом портфеле по отношению к 2017 году наблюдается в категориях: спорт — увеличение на 138% до 1 875,2 млн руб. (6,2% от общей выручки), ритейл и торговля приросли на 52% до 3 190,7 млн руб. (10,5% в структуре выручки), финансовый сегмент вырос на 48% по отношению к 2017 году до 7 816,9 млн руб. — на него приходится наибольшая доля выручки КРОК — 26%. На долю госсектора в структуре выручки компании в 2018 году пришлось 19,4% (5 893,2 млн руб.)
В 2018 году со стороны ритейла наблюдался интерес к решениям на основе глубинной аналитики и машинного обучения, а также услугам, которые помогают улучшать клиентский опыт и управлять лояльностью покупателей. Решения Индустрии 4.0, IIoT, а также основанные на виртуальной и дополненной реальности пользовались спросом у заказчиков из промышленного сектора. Клиенты из финансового сегмента активно внедряли голосовых роботов-помощников, чат-боты и решения, призванные персонализировать банковские предложения и перевести коммуникацию с клиентом на ценностный уровень.
В 2018 году КРОК продолжила развитие собственных продуктов и сервисов: вывел на рынок решение для мониторинга состояния помещения в ЦОД на основе IoT, интеграционное IT-решение для промышленной безопасности и охраны труда «цифровой рабочий», представил прототип удаленного ассистента на основе AR — Remote Assistant, безопасную песочницу для пилотирования на основе облака КРОК, разработал прототип мониторинга промышленных объектов с помощью дронов.
В 2018 году доля услуг консалтинга в выручке КРОК составила 3,8%, увеличившись в денежном эквиваленте на 17% по отношению к показателям 2017 года — до 1 160 млн руб. Проекты по организации корпоративных сетей и передача данных выросла на 9% к показателям прошлого года, составив 3,9% от совокупной выручки — увеличившись в денежном выражении до 1 181 млн руб.
По сравнению с 2017 годом услуги поддержки показали рост на 7%, достигнув 6 105,5 млн руб. Еще 29,3% от совокупной выручки ИТ-компании в 2018 году пришлось на услуги интеграции. Направление вычислительных комплексов выросло на 171%, системы хранения данных продемонстрировали прирост в 167%. Направления электромеханических и слаботочных систем в категории «услуги» выросло в 2 и 4 раза соответственно. Такая доля классического бизнеса связана с сохранением тренда на модернизацию ИТ-инфраструктуры компаний и ее адаптацией под новые цифровые потребности. В 2018 клиенты компании демонстрировали спрос на проекты по направлению голосовых решений, созданию цифровых макетов предприятий; услуги по повышению эффективности каналов дистанционного обслуживания, услуги дата-центров и поддержки системного ПО.
Позитивное влияние на выручку КРОК в 2018 году оказали проекты по созданию ИТ-инфраструктуры для Чемпионата мира по футболу и оснащение современными инженерными и ИТ-системами крупнейших спортивных объектов России. Еще одним существенным фактом увеличения выручки стали проекты по созданию инфраструктуры для ряда системно значимых банков, федеральных ведомств и министерств, крупнейших федеральных торговых сетей, добывающих и нефтехимических компаний, в том числе в результате развития корпоративных цифровых инициатив.
В конце 2017 года КРОК анонсировала цифровую трансформацию компании — инициативу по изменению подходов к разработке продуктов и созданию новых точек роста для бизнеса клиентов. Переход к новой модели предполагает развитие собственных сервисов и продуктов КРОК, удовлетворяющих потребностям клиентов в прорывных инновациях и обеспечивающих их конкурентными преимуществами на своих рынках. Кросс-функциональные команды, в состав которых вошли специалисты по маркетингу и аналитике, программисты и ИТ-инженеры, менеджеры по развитию бизнеса и управлению персоналом, сформировали новый облик ИТ-компании. Теперь каждый бизнес-процесс ориентирован на достижение максимально высокого уровня сервиса для клиентов и партнеров экосистемы КРОК, а также создание дополнительной ценности для их конечных пользователей. За первый год трансформация коснулась более половины бизнес-подразделений КРОК, а непосредственное участие в ней принял каждый седьмой сотрудник.
Инициатива трансформации КРОК стала основой для разработки стратегии на период 2019-2021гг. Одна из главных целей новой стратегии — дальнейшая диверсификация бизнеса и выход за пределы классической бизнес-модели интеграторов. ИТ-компания решила сосредоточиться на развитии новых бизнесов и брендов, которые помогут клиентам запускать цифровые инициативы и повышать эффективность бизнеса. Изменение портфеля решений ИТ-компании КРОК позволило диверсифицировать компетенции, более четко сегментировать отраслевые практики, сфокусироваться на новых потребностях клиентов заказчиков КРОК и обеспечить им конкурентное преимущество.
Портфель решений КРОК
Обновление модели операционного управления позволило ИТ-компании выйти в новые клиентские сегменты, расширить количество управляемых ИТ-сервисов и предлагать комплексные услуги с отраслевым фокусом. Расширение присутствия в сегменте SME, переход в работе с клиентами и партнерами в рамках Revenue Sharing, agile-методология и customer development в работе над проектами стали первыми результатами цифровой трансформации КРОК.
В 2018 году КРОК расширила аудиторию корпоративного акселератора, начав сотрудничество с цифровыми предпринимателями. В акселерационных программах наряду с сотрудниками компании стали участвовать стартапы с внешнего рынка. Наиболее перспективные продукты по итогам пилотных проектов с существующими клиентами КРОК пополнили портфель решений КРОК. Такой подход позволил перейти к agile-экосистеме взаимодействия с клиентами и партнерами, совместно трансформировать бизнес и развивать цифровые продукты.
Борис Бобровников, генеральный директор ИТ-компании КРОК, отметил: «2018 год стал для нас знаковым: мы успешно прошли через первые этапы трансформации, закрепили за собой статус ИТ-компании с устойчивым и адаптивным портфелем решений, уникальной экспертизой и лучшими специалистами на рынке. Одновременно мы перешли к совершенно новым подходам в разработке продуктов, сделав ставку на прорывные технологии и изменив корпоративный майндсет. Это позволило нам не только усилить позиции в традиционном бизнесе, но и выйти в новые рыночные сегменты с актуальным ценностным предложением».
Игорь Никулин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК, добавил: «Мы пересмотрели не только портфель решений, но и подход к работе с клиентами. КРОК стал для своих заказчиков в первую очередь бизнес-партнером. Появились новые модели взаимодействия с клиентами и партнёрами: например, в рамках revenue sharing мы разделяем и прибыль, и риски. Понимая специфику отраслевого бизнеса и потенциал digital-технологий, мы помогаем топ-менеджерам компаний находить новые точки роста за счет создания цифровых преимуществ для своих конечных клиентов. Стратегическим приоритетом КРОК в 2018 году стало дальнейшее развитие продуктов для рынка B2B2X с использованием нашего опыта в области прорывных технологий и экспертизы в сфере цифровой трансформации. Наряду с классическими ИТ-сервисами мы начали предлагать цифровые инструменты, которые позволят нашим клиентам занять и укрепить лидирующие позиции в своих отраслях. К таким инструментам прежде всего относится технологическая и консалтинговая поддержка цифровой трансформации. В 2018 мы работали не только с крупным бизнесом, но и активно наращивали присутствие в сегменте SME. В 2019 году мы планируем продолжать расширять портфель digital-продуктов для отдельных рыночных вертикалей».
В 2019 году КРОК ожидает дальнейший рост среднегодовой выручки за счет укрепления диверсифицированного портфеля решений, ставки на новые компетенции, тиражирования экспертизы и методологии цифровой трансформации, консалтинга, а также наращивания присутствия в сегменте SME.