Цифровая трансформация бизнеса происходит в условиях динамичных изменений информационных технологий. Инженерное обеспечение ИТ должно гибко и с той же динамичностью соответствовать этим изменениям.
О подходе к решению этой задачи компании Schneider Electric, одного из лидеров в области решений для инженерной инфраструктуры ИТ, обозревателю itWeek Валерию Васильеву рассказывает руководитель направления цифровой трансформации подразделения Secure Power компании Schneider Electric в России и СНГ Андрей Фабин.
itWeek: Какие тренды развития ИТ наиболее сильно сегодня влияют на практическую реализацию инженерной инфраструктуры для ИТ?
Андрей Фабин: Влияние на построение инженерной инфраструктуры для ИТ сегодня оказывает множество трендов: развитие технологий облачных вычислений и аналитики больших данных, рост объемов цифровых данных и трафика в сетях, причем не только крупных корпоративных клиентов, но и конечных пользователей. Все это, как мне представляется, означает переход от централизованных ИТ-сред к распределенным и развитие периферийных вычислений (Edge Compuiting).
Эти высоко динамичные изменения клиентской ИТ-среды побуждают операторов связи и провайдеров цифровых услуг все чаще использовать в инженерной инфраструктуре решения высокой заводской готовности — модульные и контейнерные варианты ЦОДов, микроЦОДы и Edge-решения. Такие решения значительно сокращают сроки развертывания объектов и запуска новых услуг и имеют высокие характеристики эксплуатационной эффективности и надежности.
Если в центральном регионе России (и небольшом числе других) проблемы с наличием и возможностями каналов связи сегодня наблюдаются в меньшей степени, то сегменты ИТ-инфраструктуры, расположенные в удаленных областях, требуют либо создания дополнительных каналов, либо модернизации действующих, либо использования тех же Edge-решений, способных агрегировать и анализировать все цифровые данные инженерной инфраструктуры на месте и передавать лишь необходимые и критические данные в централизованные системы, тем самым снижая требования к среде передачи данных.
itWeek: Для построения эффективной инженерной инфраструктуры для ИТ компания Schneider Electric продвигает платформу EcoStruxure IT. Почему вы называете ее «платформой управления цифровой трансформацией»? Ведь цифровая трансформация — это прежде всего про использование ИТ, а не про инженерное обеспечение ИТ?
А. Ф.: Сразу замечу, что платформа EcoStruxure объединяет решения и развивается по четырем основным направлениям индустрии: ЦОДы, здания и строительство, промышленность и автоматизация, инфраструктурные решения по электрораспределению. По этим направлениям Schneider Electric предлагает шесть комплексных решений, включающих в себя как полевое оборудование, так и комплексные решения по автоматизации и управлению инфраструктурой: EcoStruxure Building, EcoStruxure Power, EcoStruxure IT, EcoStruxure Machine, EcoStruxure Plant и EcoStruxure Grid. Как видите, EcoStruxure IT только одно из шести решений, а платформой управления цифровой трансформацией мы считаем ее для всех направлений, по которым ее развиваем.
Постараюсь дать определение цифровой трансформации, из которого станет понятно, почему мы так называем свою платформу. Цифровая трансформация — это процесс интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы ИТ-пользователей с целью создания новых продуктов и услуг и повышения эффективности существующих.
Более десяти лет наши решения, используемые для обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры (прежде всего в ЦОДах), являются неотъемлемой частью ИТ-среды, поскольку с момента вывода на рынок они были цифровыми и имели необходимые средства для генерации и передачи цифровых данных о своем состоянии для последующей обработки. Понимая, что количество данных и необходимая инфраструктура будут развиваться огромными темпами год от года, Schneider Electric создавала собственную платформу EcoStruxure, задачей которой была интеграция инженерного оборудования в ИТ-среду и поддержка работы с конечными пользователями, с возможностью оперативного реагирования на все тренды, с учетом развития ИТ, включая их безопасную работу. EcoStruxure позволяет пользователям начать цифровизацию своей инженерный среды и в дальнейшем управлять этим процессом.
itWeek: Как обстоят дела с развертыванием платформы EcoStruxure IT в России? Какие бизнес-результаты получены при реализации этих проектов?
А. Ф.: Россия находится в стартовой фазе продвижения платформы EcoStruxure. При этом Schneider Electric высоко оценивает потенциал страны в этом направлении.
Проекты развертывания EcoStruxure IT в России стартовали с финансового и телекоммуникационного бизнес-сегментов. К настоящему времени в этих отраслях есть как завершенные, так и находящиеся в стадии реализации крупные проекты.
Внедряя EcoStruxure IT, один из ведущих российских телеком-операторов преследовал цель повышения эффективности обслуживающего ИТ-инфраструктуру инженерного оборудования и снижения операционных расходов. Проект включал в себя несколько этапов: аудит инфраструктуры заказчика силами специалистов компании Schneider Electric и партнера, развертывания необходимого ПО, создания цифрового двойника существующей инфраструктуры, моделирование и изменение настроек и конфигурации основного оборудования, не включающих модернизацию или замену существующего оборудования инфраструктуры. В результате комплексного подхода заказчик добился сокращения расходов на электроэнергию на 30%, повышения общей энергоэффективности площадки, на которой развертывался проект, на 15%. Основным финансовым показателем стало улучшение на 20% утилизации инженерных ресурсов площадки — физического размещения оборудования, ресурсов холода и энергетики. С учетом полученных результатов срок окупаемости проекта составил около шести месяцев.
Заказчик из российского банковского сегмента на базе платформы EcoStruxure IT был намерен построить цифровую модель всей своей ИТ-инфраструктуры, разделенной на несколько площадок с разными сроками эксплуатации. Создание цифровых двойников существующих площадок позволило снизить риски операционных процессов эксплуатации оборудования, автоматизировать процессы установки нового и обслуживания существующего ИТ-оборудования и в итоге сократить сроки запуска новых сервисов для внутренних клиентов. Как результат, срок ввода в эксплуатацию нового оборудования с месяца сократился до нескольких дней. Время окупаемости проекта, по оценкам заказчика (с учетом внутренних бизнес-показателей), не превысило одного года.
Транспортную компанию, проект в которой был завершен в прошлом году, интересовало стандартизированное типовое решение для инженерной инфраструктуры от одного вендора, включающее инженерное оборудование, программные продукты, а также сервисы по внедрению решения, с помощью которых заказчик в дальнейшем был намерен реплицировать это решение на другие свои площадки. Цель — упрощение гарантийного обслуживания инфраструктуры, снижение рисков несовместимости ее компонентов, возможность гибкого масштабирования инфраструктуры под конкретные объекты с высокой вероятностью успешности и без задержек запуска оборудования в эксплуатацию.
Важно отметить, что в проектах внедрения платформы EcoStruxure, несмотря на их комплексность и сложность, Schneider Electric не отступает от своей стандартной схемы работы с партнерами, тесно взаимодействуя с ними в этих проектах.
itWeek: Одним из наиболее существенных современных трендов трансформации архитектуры ИТ стали периферийные вычисления, связанные с колоссальным ростом числа подключаемых к Интернету устройств. Как они влияют на реализацию инженерной инфраструктуры для ИТ?
А. Ф.: Для разработчиков инженерной инфраструктуры современные трансформации архитектуры ИТ, как я полагаю, принципиально ничего не меняют. Переход от централизованных ИТ-архитектур к распределенным, от облаков к периферийным вычислениям означают для Schneider Electric, по сути, небольшие изменения в комбинации существующих решений и продуктовых линейках.
Основной же состав инженерных технологий остается одним и тем же что для гигантских ЦОДов, работающих на облачные ИТ-сервисы, что для микроЦОДов с одной стойкой в несколько полок. И там, и там нужно оборудование бесперебойного электропитания, элементы распределения и коммутации питания, оборудование поддержки климатических параметров... Меняются только масштабы и мощности оборудования.
Например, современный бизнес-центр или торговый центр обязательно имеют свои серверные комнаты, которые в отличие от ЦОДа ограничены одной-двумя стойками. Но кроме серверной практически на каждом этаже этих объектов в отдельных помещениях или шкафах размещается коммутационное оборудование, обслуживающее рабочие места клиентов. Таких коммутационных шкафов или комнат гораздо больше, чем серверных.
Для компаний, подобных Schneider Electric, это открывает новые сегменты и возможности для бизнеса. Производители инженерного оборудования умеют подстраиваться под реалии спроса. Однако это скорее эволюция наших решений, нежели создание принципиально новых технологий.
itWeek: Что подразумевает компания Schneider Electric, когда говорит о проектном подходе в области ЦОДостроительства?
А. Ф.: Жизненный цикл ЦОДа включает несколько основных этапов — экономическое обоснование, проектирование, строительство и запуск, эксплуатация и модернизация и конец жизненного цикла. Реализация каждого этапа требует опыта и особого подхода. Поэтому специалисты Schneider Electric выступают экспертами и консультантами для заказчиков на любом из этапов жизненного цикла ЦОДов, помогая проходить их наиболее эффективно и оптимально.
itWeek: Благодарю за беседу.