Консалтинговая компания DT-Global Business Consulting представила исследование потенциала цифровой трансформации в РФ — Digital Transformation in Russia: Keeping Competitive. Согласно его выводам, топ-менеджмент компаний в РФ признает digital-вектор развития бизнеса приоритетным на ближайшие годы. Заметная роль в этом процессе отводится облачным технологиям, e-commerce, передовой ИТ-инфраструктуре и компетентным кадрам. Исследование проводилось при участии Linxdatacenter — международного поставщика решений в области хранения и обработки данных.
Данные DT-Global Business Consulting показали, что 80% руководителей российских компаний собираются в 2019 году нарастить инвестиции в цифровую трансформацию. При этом более 60% бизнес-руководителей отметили, что находятся на начальной фазе цифровой трансформации и заняты планированием или реализацией начальных шагов в этом направлении.
При этом, еще в 28% компаний переход на «цифровые рельсы» развития уже происходит и приносит заметные для бизнеса результаты. Также, 10% компаний считают, что проведенная в этом направлении работа позволяет им называть себя «лидерами цифровой трансформации».
Несмотря на то обстоятельство, что для 86% компаний в нашей стране цифровая составляющая приносит не более 20% их общего дохода, этот показатель стремительно растет. Сегодня 9% российских компаний получают от 20% до 39% общей выручки от digital-направлений бизнеса, и, по данным DT-Global Business Consulting, темпы роста этого сегмента значительно опережают традиционные формы коммерческой деятельности.
Дэниэл Торнили, президент DT-Global Business Consulting, отмечает, что общая макроэкономическая ситуация в России сегодня выглядит достаточно благоприятной, а в процесс цифровой трансформации сегодня так или иначе вовлечены практически все компании в стране. Из них 75% цифровизируются по внутренним причинам (оптимизация издержек, управления и т.д.) и с целью улучшения клиентского опыта.
«При этом, 4% руководителей ответили нам, что digital-инициативы уже оправдали себя полностью, 59% пока не испытывают удовлетворения от проектов, остальные — скорее удовлетворены. И это типичная для всего мира ситуация, Россия по данному показателю полностью повторяет все мировые тренды», — заявил он.
По его словам, одной из главных отраслей-драйверов цифровизации экономики является сегмент e-commerce: общий объем продаж через этот канал в России составляет сегодня 29 млрд евро (оценка DT-Global Business Consulting) с прогнозом на 2019 год в 39 млрд евро. При этом, аналогичный показатель в США больше российского в 13 раз, в Китае — 15.
«Глобально, и в России в том числе, цифровизация бизнеса реализуется по трем основным сценариям. Первый — компания стремится поддерживать традиционный бизнес неизменным, и параллельно развивает цифровые направления как самостоятельные проекты. Второй путь — взаимопроникновение традиционных и цифровых составляющих друг в друга. Это очень сложно с точки зрения организации, однако на сегодня 40%-50% компаний практикуют именно такой подход: digital постепенно становится частью традиционных департаментов внутри бизнеса. Наконец, третий вариант — создание новых моделей бизнеса, не существовавших до развития цифровых технологий, для развития компании на их основе», — заключил г-н Торнили.
Хайко Кооп, CEO компании Linxdatacenter, подчеркнул, что цифровизация сегодня находится в фазе 2.0. На первом этапе было обеспечено присутствие цифровых компонентов в бизнесе практических всех организаций, а современный этап подразумевает апгрейд digital-систем в сторону решений, соответствующих требованиям завтрашнего дня. Они включают в себя обеспечение соответствия всем требованиям законодательства, а также высочайший уровень отказоустойчивости и защиты данных.
«Все эти задачи сегодня оптимально решают облака: именно эти технологии определяют возможности цифрового роста компании сегодня. Во многом современные digital-проекты являются не столько инструментами повышения прибыли компании, сколько способом сохранить существующий уровень бизнес-эффективности. Все бизнес-процессы становятся цифровыми и реализуются вокруг трех основных задач: эффективно хранить данные, делиться ими и анализировать их в надлежащем порядке с необходимым бизнесу результатом. Облака помогают максимально легко и экономически эффективно проводить миграцию бизнес-процессов с legacy-систем на современные платформы и цифровые инструменты», — рассказал он.
По его словам, для России это одна из основных задач сегодня, что обуславливается более поздними сроками запуска процессов цифровизации экономики. Успех здесь гарантирует надлежащий аудит ИТ-ресурсов, актуальных вызовов и доступных кадров, составление продуманного плана миграции в облака и его качественная реализация для повышения отказоустойчивости и сохранности данных.
«Центральную роль в этих процессах сегодня играют дата-центры, которые можно назвать одним из ключевых элементов цифровой трансформации. Благодаря их возможностям можно обеспечивать последовательные переход от устаревших ИТ-инфраструктур к самым современным конфигурациям и архитектурам, а вместе с ними и к лучшим бизнес-результатам», — резюмировал Хайко Кооп.
При этом исследование DT-Global Business Consulting оценивает состояние цифровой инфраструктуры в РФ как в целом благоприятное. 72% респондентов подтвердили эту точку зрения, при этом 52% опрошенных отметили наличие препятствий в нормативно-правовой сфере.
В целом, в ближайшие несколько лет акцент в цифровизации в России будет сделан на адаптации микросервисов, технологиях контейнеризации и развитии облачных платформ и решений.
Вице-президент аналитической компании IDC по России и СНГ Роберт Фариш, оценивая выводы исследования DT-Global Business Consulting, также подчеркнул, что заметную роль в процессах цифровизации в стране будет играть государство — это читается в стратегиях развития крупных компаний с госучастием во всех сферах, от банкинга до добывающей промышленности и энергетики.