Проведенная в начале июня компанией ЛАНИТ конференция «Инновации LanDocs 2019», безусловно полезная для существующих и будущих пользователей этой ECM-системы, представляет немалый интерес и для тех, кого волнуют тенденции развития рынка систем управления корпоративным контентом, и, в более широком плане, для компаний и организаций, вовлеченных в процессы импортозамещения.
По мнению директора департамента систем управления документами ЛАНИТа Александра Родионова, прошедший год показал, что импортозамещение не только реально, но и необратимо. Самым ярким тому подтверждением стала утеря системой Documentum лидерских позиций на отечественном рынке. В числе главных причин этого докладчик назвал удорожание лицензий западного продукта из-за скачка валютного курса, запуск на государственном уровне программы импортозамещения и покупку Documentum компанией Open Text, отдающей приоритет другим своим решениям. Негативным следствием этого события стало появление в данном сегменте множества конкурентов, склонных к демпингу.
В каком-то смысле оптимизм Александра Родионова относительно импортозамещения входит в противоречие с результатами анализа отечественного рынка ECM в 2017 г., проведенного TAdviser, которые показывают, что явными лидерами по выручке являются такие интеграторы, как «Логика Бизнеса», «Крок» и «Ай-Ди — Технологии Управления», которые занимаются внедрением и поддержкой решений разных вендоров, включая и западных. Характерный в этом отношении пример — проект по импортозамещению продуктов Documentum и SharePoint отечественной системой LanDocs в госкомпании «РусГидро», о котором рассказал ее директор по ИТ Виталий Шадрин. Тем не менее, в обновленном решении по управлению закупочной документацией, в которой функции указанных двух западных продуктов взяла на себя отечественная ECM-система LanDocs, остался незамещенным компонент SAP Sapphire, отвечающий за управление договорами.
Еще один проект такого рода у неназванного заказчика, о котором рассказал директор ЛАНИТа по ЕСМ-проектам Антон Ваганов, был связан с миграцией с СУБД Oracle на PostgreSQL и переходом на веб-клиент LanDocs.
Он напомнил, что процессу импортозамещения ПО в госсекторе был дан в 2015 г., когда появилось постановление правительства РФ № 1236. Планируется, что к 2020 г. в органах государственной власти по большинству категорий софта уровень импортозамещения должен быть не ниже 80%, а для СЭД — 100%. Для госкомпаний и их дочерних структур данный показатель должен выйти на уровень 50% к 2021 г. При этом отдельного финансирования указанного процесса в бюджете не предусмотрено. Чтобы облегчить заказчикам выбор по настоящему отечественного софта, пригодные программные продукты включаются экспертным советом в реестр российского ПО Минкомсвязи (сейчас в нем около 5,5 тыс. наименований).
Казалось бы, выбирай любое решение из реестра и внедряй его без каких-либо опасений. Однако, как пояснил Антон Ваганов, не реже раза в год экспертный совет пересматривает реестр и по тем или иным причинам (ужесточение требований, отсутствие техподдержки на территории РФ) может исключать из него отдельные продукты. В этом случае соответствующие системы, уже внедренные в организации, перестают считаться импортозамещающими и их придется заменять чем-то другим за дополнительные деньги. Нередко заказчики полагают, что так называемый свободный софт по определению является импортозамещающим. Однако если его нет в реестре (такова ситуация, например, с офисным пакетом LibreOffice), то его внедрение с упомянутой целью может оказаться бесполезным.
С учетом этих обстоятельств у организаций есть два пути, отметил Антон Ваганов. Либо взять на себя работы по определению стека технологий и архитектуры решений, отбор системного и прикладного ПО, контроль разработок и обучение сотрудников. Либо положиться на поставщиков ПО, включенного в реестр, и возложить на них ответственность за импортозамещающие качества полученных решений. В первом случае организации потребуются высококвалифицированные специалисты, способные вести все проекты такого рода. Второй чреват созданием «зоопарка» решений, каждое из которых потребует своих компонентов (скажем СУБД) и интеграции с другими внедренными системами. Необходимо также учитывать, что при изменении технологической базы может потребоваться корректировка аттестационных документов на всю систему.
Что касается рынка ECM, то согласно опросу, проведенному ЛАНИТ совместно с TAdviser, в России наиболее востребованы задачи управления договорами, создания единого архива и реализации внешнего юридически значимого документооборота, все технические и организационные проблемы, которого (в частности, роуминга), по мнению Александра Родионова, сегодня уже решены.
Если же говорить о глобальных трендах, то следует обратить внимание на то, что Gartner в своих исследованиях сменила название сегмента данного рынка с ECM на CSP (Content Services Platform), принимая во внимание тенденцию перехода от монолитных приложений к наборам сервисов и микросервисов, обладающих общими API и способных обрабатывать различные виды контента с помощью самых разных инструментов.
Как утверждает Александр Родионов, эволюция продукта LanDocs учитывает эти новые тренды. Примером может служить интеграция сервисов на основе искусственного интеллекта, разработанных ABBYY, с платформой LanDocs. По словам заместителя директора ABBYY по консалтингу Дмитрия Черноуса, один из таких сервисов базируется на технологиях компании по распознаванию текстов на естественных языках и интеллектуального поиска по смыслу, а не по ключевым словам (Intelligent Search), в самых разных источниках. Есть и реальные кейсы использования данной технологии. В банке ВТБ они применяются в роботизации процесса открытия счета, в «Сбербанке» с их помощью для оценки кредитных рисков заемщика проводится анализ новостных источников с целью выявления характеризующих его негативных факторов, в «Сбербанк Лизинге» автоматизировали и ускорили в 15 раз процесс сверки окончательно подписанного и предварительно согласованного экземпляров документов (как оказалось, в реальной действительности они очень часто существенно различаются).
Об использовании средств корпоративного поиска ABBYY в НПО «Энергомаш» рассказала начальник управления ИТ концерна Мария Чикурова. В компании, занимающейся разработкой и производством ракетных двигателей, за десятилетия ее работы накопился огромный объем деловой, технической и конструкторской документации. Однако нередко использовать ее не удается попросту из-за того, что нужный документ очень трудно найти. После того как пилотный проект на 10 тыс. документов показал прекрасные результаты (поиск практически со 100%-ной точностью), было принято решение о создании полномасштабной системы, способной находить информацию, контролируемую системами LanDocs, Teamcenter, файловым сервером, СУБД Oracle, «Галактика ERP» и средством управления проектами. Указанные источники будут подключаться последовательно начиная с III кв. 2019 г., а весь проект планируется завершить во II кв. 2020 г.