Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил данные опроса руководителей российских предприятий высокотехнологичных отраслей о наиболее востребованных мерах государственной поддержки инноваций.
Для ускорения технологического развития страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» государство стимулирует инновации в бизнес-секторе за счет различных регулирующих мер. Их спектр в последние годы постоянно, пусть и не очень активно, расширялся: так, с 2016 г. осуществляется поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров; в 2017 г. усилены налоговые льготы на НИОКР; с 2018 г. отменен налог на движимое имущество организаций.
Далеко не все из инструментов дали ожидаемый эффект. Российские предприятия в целом недостаточно вовлечены в инновационные процессы. Наибольший уровень инновационной активности (порядка 30%, по данным Росстата) демонстрируют компании высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. При этом их вклад в ВВП составляет всего около 1%, что свидетельствует о необходимости пересмотра ориентиров инновационной политики.
Специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали востребованность «портфеля» действующих инструментов стимулирования инноваций, опросив в конце 2018 г. руководителей 545 предприятий высокотехнологичных отраслей в рамках регулярного Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса НИУ ВШЭ1.
Высокотехнологичные компании, как правило, заинтересованы в государственной поддержке. Но даже в этом сегменте экономики более половины предприятий в
Крупные предприятия наиболее активно используют механизмы государственной поддержки: в течение трех лет порядка 72% из них воспользовались хотя бы одним инструментом. Для малых и средних компаний соответствующие доли составляют примерно 42 и 45%.
Несмотря на достаточно широкий спектр действующих инструментов стимулирования инноваций, максимальный спрос на конкретную меру составляет около 25%, а в среднем не превышает 10% (рис. 1). Практика участия в различных инициативах одновременно («пакетная поддержка») среди высокотехнологичных компаний не распространена.
Самыми востребованными оказались целевые субсидии в рамках государственных и федеральных целевых программ: в
Спрос высокотехнологичных предприятий на меры стимулирования инноваций не имеет выраженной институциональной и отраслевой специфики (табл.
Предприятия таких секторов, как производства электрического оборудования, химических продуктов и ИКТ, реже других используют меры государственной поддержки. Производители машин и оборудования — самые активные потребители поддержки — являются основными получателями субсидий государственных и федеральных целевых программ инновационной направленности и льготных займов Фонда развития промышленности. В авиакосмическом секторе чаще других используются инфраструктурные меры.
Ускорение технологического развития, очевидно, требует активизации инновационной политики и пересмотра «портфеля» ее действующих инструментов, что, в свою очередь, актуализирует задачу анализа их значимости и востребованности для участников инновационных процессов.
В одном из следующих выпусков серии «Наука, технологии, инновации» будут представлены оценки значимости ключевых мер инновационной политики, по мнению руководителей предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.