Многие компании преследуют, казалось бы, противоречащие друг другу цели — снижение расходов, рост и цифровая трансформация. Это имеет важные последствия для CIO, пишет на портале InformationWeek Омар Агилар, руководитель сервиса Strategic Cost Transformation, который предоставляет Deloitte Consulting.
Сегодня компании хотят сразу получить все названное. Согласно недавнему исследованию практики управления расходами в мире, которое провела Deloitte, подавляющее большинство компаний ожидает роста доходов в ближайшие 24 месяца. Тем не менее, управление расходами остается глобальным императивом. Одновременно компании в любом регионе испытывают острую необходимость инвестировать в трансформирующие технологии, такие как искусственный интеллект, робототехника и облака, которые помогут им эффективно конкурировать в условиях, когда решающее значение приобретают цифровые инновации и революционные преобразования.
Это уникальная ситуация, которая требует, чтобы CIO играли более активную роль в определении и реализации стратегии бизнеса.
«Гарантия трансформации»
Начиная с 2008 г. Deloitte каждые два года проводит опросы по поводу практики управления расходами. В текущем году были получены ответы 1200 руководителей высшего звена, напрямую связанных с управлением затратами. 71% компаний ожидает дальнейшего снижения затрат в течение следующих 24 месяцев при том, что 86% ожидают роста доходов в этот период.
Между тем, цифровая трансформация быстро выдвигается на первое место в стратегической повестке дня. В этом году основными внешними рисками считаются цифровые преобразования и кибербезопасность, а внутренними — надежность и функциональность информационных систем.
Мы называем сочетание сокращения расходов, роста и трансформации «гарантией трансформации», потому что многие копании вкладывают сэкономленные средства в стимулирование роста и трансформацию.
Целевые показатели сокращения расходов растут, но множатся и неудачи на этом пути
Две трети компаний в мире поставили перед собой цель сократить расходы на 10% и более, а одна треть — более чем на 20%. К сожалению, 81% респондентов (на 18% больше, чем в 2017 г.) сообщили, что не смогли достичь поставленных целей. Треть компаний, не справившихся с этой задачей, не дотянули до цели 25% и более. Только 4% компаний превысили плановый показатель.
Стремительное распространение технологии
Из охваченных исследованием технологий самой популярной в мире оказалась облачная (49%), за которой следуют бизнес-аналитика (35%), такие когнитивные технологии, как ИИ и машинное обучение (25%), и автоматизация (роботизация) бизнес-процессов (25%). Ожидается, что в течение ближайших 24 месяцев реальное или планируемое использование облаков вырастет на 47% для, бизнес-аналитики — на 59%, когнитивных технологий — на 63% и автоматизации — на 62%.
Наличие ответственного за цифровизацию имеет большое значение
Компании, где есть ответственный за цифровизацию (часто он находится в подчинении CIO или тесно взаимодействует с ним), шире применяют технологию. Данный эффект заметнее для автоматизации (больше на 222%), когнитивных технологий (190%) и бизнес-аналитики (129%). На облаках наличие ответственного за цифровизацию отражается в наименьшей степени (на 77% больше). Вероятно потому, что они уже получили широкое распространение.
Последствия для CIO
CIO находятся на пересечении всех трех гарантирующих трансформацию направлений — снижения затрат, роста и трансформации. Поэтому они должны быть сразу и напрямую вовлечены в работу по каждому из этих направлений, занимаясь главным образом определением архитектуры эффективной технологии и цифровыми стратегиями.
В процессе имплементации технологии ответственные за цифровизацию обычно уделяют основное время и внимание инновациям, пилотным проектам и инкубации, тогда как CIO — масштабной имплементации и текущим операциям, т. е. тому, что создает наибольшую реальную стоимость, хотя в центре внимания СМИ находятся инновации.
Цифровые технологии могут обеспечить скачкообразное снижение затрат и увеличение доходов. Они способны помочь компании трансформировать модель бизнеса и операции, повысив ее конкурентоспособность и устойчивость к будущим неблагоприятным событиям, таким как экономические спады и цифровая революция. Однако этими преимуществами можно будет в полной мере воспользоваться, только если технологии будут имплементироваться и использоваться в больших масштабах по всему предприятию. Это то, в чем CIO нет равных.