Несмотря на то что во многих традиционных отраслях экономики такие технологии, как Интернет вещей, искусственный интеллект, облачные вычисления, технологии сбора и обработки больших массивов данных, уже получили широкое распространение, нефтегазохимическая промышленность до недавнего времени оставалась в стороне от ключевых цифровых инициатив. Зачастую руководители компаний рассматривали данные технологии прежде всего как инструмент повышения внутренней производительности, а не как возможность предложить своим клиентам инновационные продукты и услуги.
Однако спрос на высококачественную продукцию, а также гибкие подходы к производству в небольших компаниях, быстрее реагирующих на запросы клиентов, заставили крупные нефтегазохимические предприятия пересмотреть отношение к новым технологиям, позволяющим точнее контролировать ведение технологических процессов производства, регулировать состав используемого в производстве сырья, обеспечивать оперативное реагирование защитных механизмов на нештатные ситуации.
В общей сложности на территории Российской Федерации насчитывается более семи тысяч предприятий нефтегазохимической промышленности, которые обеспечивают один из самых высоких приростов валовой добавленной стоимости среди отраслей обрабатывающего сектора.
Несмотря на то, что из-за постоянно растущих требований госнадзора и самих потребителей к качеству выпускаемой продукции многие производители сделали в последние годы серьезные шаги по пути модернизации производства и повысили качество выпускаемой продукции, доля предприятий со старым, порой изношенным оборудованием по-прежнему остается довольно большой.
Помимо невысокого КПД такие заводы несут серьезную опасность для окружающей среды, поскольку их очистные сооружения не столь эффективны, как того требуют нормативные документы. Кроме того, существует риск возникновения аварийных ситуаций, в связи с чем очень важно скорейшее реформирование и модернизация этих заводов.
Одним из основных шагов на пути к безопасному и эффективному производству является цифровизация. В химической промышленности цифровизация — это, прежде всего, внедрение современных передовых технологий, которые позволяют переосмыслить бизнес-модель, упорядочить бизнес-процессы, повысить качество и эффективность производства. Говоря о цифровизации нефтегазохимической промышленности, необходимо учитывать четыре основных направления деятельности:
- ориентация на клиента. В наши дни трансформацию бизнеса диктует потребитель. Поскольку нефтегазохимическая промышленность так или иначе отвечает за 96% выпускаемой в мире продукции, крайне важно, чтобы предприятия этой отрасли создали эффективную платформу для бизнес-стратегии и разрабатывали новую продукцию, ориентированную на клиента. В центре сегодняшней экономики находится клиент, и те компании, которые не рассматривают клиентоориентированность в качестве основы своего бизнеса, имеют мало шансов на успех и дальнейший рост;
- вовлечение персонала. Хорошо подготовленный персонал является основным инструментом успешной работы. Сейчас мы наблюдаем «смену караула», когда высококвалифицированные сотрудники предприятий близки к выходу на пенсию и являются наставниками для новой волны работников. При этом новые сотрудники, не обладая знаниями, которые накапливались десятилетиями, технически очень подкованы. Для нефтегазохимической отрасли управление таким переходом крайне важно, так как им необходимо довести коллективные знания до нового класса сотрудников и обеспечить плавный переход;
- взаимодействие с поставщиками и коммерческой сетью. Ни в одной другой отрасли эффективное взаимодействие с поставщиками не играет такую роль, как в нефтегазохимической промышленности. Предприятия должны сосредотачиваться на инновациях для того, чтобы продолжить разрабатывать материалы и продукты, соответствующие быстро меняющемуся ландшафту. Для осуществления этого нефтегазохимические компании должны внедрять платформы для совместной работы, включающие поставщиков для распространения опыта и анализа данных внутри организации;
- интернет вещей. Интернет вещей предоставляет организациям инструменты и данные для обеспечения ценности цифровизации. Благодаря разработке и внедрению стратегии Интернета вещей предприятия нефтегазохимической промышленности получают массивы данных, связанные с операционной деятельностью. При этом далеко не все аналитические инструменты позволяют извлечь максимальную выгоду из собранных данных. Поэтому непрерывно растущий объем информации будет требовать и развития систем аналитики.