Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил данные опроса населения о восприятии взаимодействия с роботами.

Стремительное распространение робототехники не только в промышленности, но и в повседневной жизни все больше приближает нас к будущему, описываемому в научной фантастике. С 2016 г. дроны стали объектом законодательного регулирования в России. В декабре 2018 г. в стране стартовал эксперимент по тестированию беспилотного транспорта на автомобильных дорогах. По данным компании Intuitive Surgical, в российских клиниках установлено 29 робото-ассистированных систем. Искусственный интеллект все чаще используется в обработке массивов больших данных, в том числе для принятия решений о платежеспособности заемщиков, отбора кандидатов среди соискателей и др. Однако скорость проникновения подобных технологий в различные сферы жизни зависит не только от возможностей производителей, но и от спроса со стороны населения.

Как показало исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 2015 г., роботы для бытовых нужд в сравнении с другими инновационными продуктами не вызывают у наших сограждан массового интереса. В последнем исследовании, проведенном в конце 2018 г., было выявлено, что готовность россиян к использованию роботов в значительной мере зависит от их роли в системе социальных отношений. Эмпирической базой для анализа послужили результаты опроса 7584 респондентов в возрасте 18–65 лет, проведенного в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ3.

Робототехника и искусственный интеллект имеют принципиальные отличия от уже привычных населению технических устройств — участие в принятии решений и появление субъектности. Для проведения исследования были выбраны 10 проективных ситуаций, где эти особенности выражены с разной степенью. Респондентам предлагалось оценить, насколько комфортно они бы чувствовали себя в каждой из них.

Большинство опрошенных отметили, что им было бы комфортно, если робот-помощник выполнит за них часть домашних дел (66%), дрон доставит покупки из магазина (62%), робот-консультант поможет разобраться в юридических вопросах (53%).

Совместная трудовая деятельность и дискуссии с роботами, а также принятие ими решений о выдаче кредитов оказываются приемлемыми, но заметно реже (44, 38 и 35% соответственно).

Чем обусловлена разница в восприятии этих двух групп ситуаций? В первом случае действия робота подчинены воле пользователя, и все решения в конечном счете принимает человек. Во втором — робот уже выступает субъектом действия, что является непривычным и некомфортным для большинства людей.

В условиях проведения хирургических операций, ухода за людьми, поездок в беспилотном автомобиле субъектность робота в системе взаимодействия еще более выражена. При этом человек не только взаимодействует с роботом на равных, но и полагается на него, делегируя ответственность за свою жизнь или жизнь близких людей. Подобные ситуации абсолютное большинство опрошенных оценивают как неприемлемые.

Описанные выше различия в восприятии роботов характерны для всех социально-демографических групп, а также для категорий населения, интенсивно использующих цифровые технологии. Даже продвинутые в технологическом плане пользователи (например, владельцы умных часов, смартфонов, люди с высоким уровнем цифровых навыков и др.) пока не готовы к внедрению роботов, действующих независимо от человека.

Информирование населения об актуальной практике применения искусственного интеллекта в России и принятие людьми идеи субъектности роботов может способствовать распространению робототехники за пределами промышленного производства.