Для многих компаний инициативы в области цифровой трансформации первоначально выглядят многообещающе, однако по факту им не удается реализовать свой потенциал, пишет в корпоративном блоге вице-президент и главный аналитик Forrester Research Найджел Фенвик.
Часть проектов «трансформации» не оправдывает ожиданий по той простой причине, что на самом деле они не являются трансформирующими. Обновление цифрового опыта и создание новых мобильных приложений обеспечивает лишь краткосрочный эффект дифференциации, который в условиях «цифровых скоростей» не позволяет слишком сильно оторваться от конкурентов, которые в итоге могут вырваться вперед.
Многие цифровые лидеры и поставщики называют цифровым преобразованием практически любой цифровой проект. Однако, с учетом накопленного за 30 лет Forrester Research опыта, можно отметить следующий факт: простая модернизация технологии, создание цифрового опыта или перенос устаревших приложений в облако — это не цифровая трансформация бизнеса.
Уход от ориентированной на продукт бизнес-модели
Компании всегда фокусировались на продуктах. По мере того, как продукты набирают популярность на рынке, усиливается влияние сформированных внутри организации бизнес-команд, которые занимаются их продвижением. Допустим, что эти продукты хороши как в плане качества, так и в логике доставки, но чтобы выпускать их, командам приходится конкурировать за ограниченные ресурсы, включая финансовые, человеческие, ИТ-поддержку и маркетинг.
Тем временем перспективы успешной реализации цифровой трансформации состоят в том, чтобы переориентировать бизнес с продукта и превратить его в технологический бизнес, который фокусируется на удовлетворении пользовательских ожиданий, то есть перевести акцент на клиента. В этой связи компании требуется освоить модель непрерывной доставки, которая ассоциируется с технологическими услугами. Последнее предполагает принятия культуры инноваций, в том числе умения реагировать на отзывы клиентов. Добиться этого можно путем реорганизации бизнес-подразделений, чтобы они могли в постоянном режиме предоставлять клиентам улучшенные результаты, но с упором на привлечение технологий.
Такое фундаментальное преобразование не может быть достигнуто в одночасье, что исключает применение практики «большого взрыва» (одноразового и одновременного развертывания в масштабе всего предприятия). Для того, чтобы организация стала цифровой, применяя для удовлетворения нужд клиентов технологии, требуются сотни инкрементных изменений.
Трансформация в бизнес, который ориентируется на модель оказания услуг на основе результатов
Чтобы направить фирму по нужному курсу, требуется стратегия, но она не должна быть цифровой — это должна быть стратегия трансформации бизнеса в цифровой бизнес, ориентированная на модель оказания услуг на основе результатов (outcome-delivery business). Реализация этой стратегии является сложной задачей, поскольку отнимает много времени, и, соответственно, вместо того, чтобы способствовать ускорению бизнеса, она его может замедлить. Что сделать, чтобы не растерять скорость? Ответ заключается в следующем: нужно создать экосистему технологических партнеров, которые обладают лучшей комбинацией ресурсов и возможностей, чтобы преобразить ваш бизнес и технологии. Скорее всего, потребуется несколько партнеров.
Выберите партнеров, которые разбираются в цифровой трансформации
Всякий раз, когда представители вендора заявляют, что они являются экспертами в области цифровой трансформации — а такими, справедливости ради, признают себя все поставщики — стоит спросить их, что они подразумевают под термином «цифровая трансформация». Вникая в то, как представители поставщика интерпретируют его, можно оценить глубину их понимания трудностей и открывающихся возможностей. Высока степень вероятности, что поставщик просто провел поверхностный ребрендинг своих ИТ-сервисов, без связи с цифровой трансформацией.
Несмотря на то, что такие вендоры по-прежнему будут справляться с управлением унаследованной технологией, шансы на то, что они обладают возможностями для ускоренного превращения традиционного бизнеса в бизнес, ориентированный на доставку клиентам результатов, весьма невелики. Однако выбором поставщика задача не ограничивается — вашей команде нужно найти партнеров, которые обладали бы возможностями и набором технологических инструментов, чтобы немедленно приступить к работе.
Выберите партнеров с технологией, которую можно использовать в качестве катализатора
Бизнес-модель индустрии консалтинга претерпевает изменения: если раньше она строилась на том, что реагировала на потребности клиента, предоставляя ему консультации, то теперь она шагнула в бизнес гибридных технологий, занявшись предоставлением услуг. Поставщики услуг постепенно превращаются в бизнес, ориентированный на клиента, и чтобы добиться успеха, им необходимо предложить своим клиентам уникальные технологии и научить их правильному применению. Одни провайдеры пишут для них код, помогают с установкой и настройкой систем, тогда как ведущие провайдеры ищут способы для массового внедрения своей интеллектуальной собственности.
В результате каждый год на рынок поступают сотни новых программных и информационных активов, некоторые из которых более надежны, чем другие и предоставляют широкий спектр услуг с поддержкой технологий: службы передачи данных сокращают время, необходимое для понимания и оптимизации моделей ценообразования; обучающие платформы ускоряют освоение сотрудниками новых цифровых навыков; платформы типа low-code экономят время на создание новых приложений. Технологических активов стало так много, что за ними сложно уследить и еще сложнее классифицировать. С другой стороны, их разнообразие означает, что цифровые лидеры могут применять широкий спектр сервисов в качестве катализатора для преобразования собственного бизнеса. Но выбирать их нужно осторожно, с оглядкой на то, чтобы они принесли выгоды в краткосрочной перспективе.
Приступить к цифровой трансформации сегодня может любая фирма, и первое, что нужно сделать — выбрать партнеров, которые обладают нужными активами для ускорения процессов цифровизации и проследят за тем, чтобы они воплотились в реальность.