Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил агрегированную оценку уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе в 2018 г. — индекс цифровизации бизнеса (далее — Индекс). Он рассчитан на основе показателей, характеризующих востребованность широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю.

Как и в прошлом году, лидирующую позицию среди рассматриваемых стран занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов. Далее следуют Бельгия (49), Нидерланды (48) и Дания (47). Россия (31 пункт) находится в одном ряду с Грецией и Польшей, опережая Болгарию, Венгрию, Турцию и Румынию.

Существенные различия между странами наблюдаются в приоритетах внедрения ИКТ. Лидер Индекса — Финляндия — имеет 100-процентный охват организаций широкополосным интернетом, самые высокие показатели использования облачных сервисов (65%). При этом электронные продажи осуществляют менее четверти организаций страны. Республика Корея, отставая от лидера по значению Индекса более чем на 15%, демонстрирует максимальный показатель использования RFID-технологий (применяют 42% организаций) и низкий уровень востребованности облачных сервисов.

У России среди показателей Индекса наиболее выгодные позиции по уровню использования облачных сервисов — опережает 19 стран из 31, низкие (одно из минимальных значений по рассматриваемым странам) — по востребованности RFID-технологий.

Совокупный уровень цифровизации определяет интенсивность использования ИКТ в основных отраслях экономики. Как в странах Евросоюза, так и в России в тройку лидеров по значению Индекса входят отрасль информации и связи и торговля. Кроме того, в Евросоюзе к этой группе относится гостиничный бизнес, в России — обрабатывающая промышленность.

Отраслевые уровни Индекса по странам Евросоюза и России наиболее близки (отличаются на 2–5 пунктов) по торговле, обрабатывающей промышленности и строительству. Максимальные отраслевые различия (с отставанием России на 14–18 пунктов) — по отрасли информации и связи, гостиничному бизнесу и операциям с недвижимым имуществом.

Среди российских отраслей экономики самый высокий уровень показателя и низкая дифференциация по доступности широкополосного интернета — стартового условия цифровизации. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 20%. Их формируют соответственно торговля и гостиницы. Существенно (в 4–5 раз) различается востребованность в отраслях RFID-технологий, ERP-систем, электронных продаж.

По динамике распространения лидируют облачные сервисы — по сравнению с 2017 г. доля организаций, использующих услуги онлайн-доступа к информационным ресурсам, выросла в предпринимательском секторе почти на 20%, в том числе в гостиничном бизнесе и деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом — более чем на треть.