Вряд ли сегодня кого-нибудь нужно убеждать в необходимости использования мобильных устройств в бизнесе, в том числе и для работы сотрудников с корпоративным контентом и документами. Основные тренды в области мобильных приложений для систем СЭД/ECM обсуждались на конференции Russian Enterprise Content Summit 2019 (RECS’2019), проведенной в сентябре изданием itWeek.
Кому нужны мобильные приложения
Еще относительно недавно мобильными СЭД-приложениями пользовалось в основном высшее руководство, но сегодня их все более активно применяют в своей деятельности рядовые исполнители как в компаниях, так и в госсекторе. «В нашей организации люди часто ездят в командировки, где встречаются с клиентами, заключают сделки, оформляют договора, — рассказал независимый эксперт Алексей Асафьев. — Использовать для этого ноутбук не очень разумно: по цене он дороже смартфона и довольно громоздок. Планшет гораздо удобнее, и если в установленном на нем мобильном приложении есть нужные функции, линейные сотрудники и бизнес в целом получают от него реальную пользу».
Директор компании «Октопод» Илья Курилин отметил, что технические характеристики мобильных устройств быстро улучшаются. Скажем, камеры даже самых дешевых смартфонов сегодня позволяют фотографировать документы с вполне приличным качеством. Еще несколько лет назад ситуация была иной. Видя это, люди сами начинают использовать такие устройства в своей повседневной работе, и через год-два применение их в СЭД примет массовый характер.
«Возможность создать документ в поле и приложить фото (скан документа) уже есть в разработанном нами мобильном приложении, — поясняет product owner СЭД ТЕЗИС Илья Зайчиков. — Ряд наших клиентов этим широко пользуется. К примеру, директор одного из заводов шел по цеху, заметил неисправность, сфотографировал объект на смартфон, создал в СЭД задачу с поручением „срочно исправить“. Все это было проделано в онлайне, а не из кабинета. Точно так же подобные функции может выполнять и рядовой линейный персонал. В приложении есть настройки, которые можно задать для каждого пользователя и в которых будут зафиксированы доступные ему полномочия и функции».
Какие приложения востребованы
Что наиболее важно в мобильном приложении для СЭД с точки зрения конечного пользователя? По оценке Ильи Зайчикова, на первом месте стоит удобство, за ним следуют функциональность, применяемые технологии и доступность (в том числе и по цене). Впрочем, с точки зрения успешности на рынке СЭД важнее всего применяемые технологии. Разработчики СЭД ТЕЗИС очень много времени потратили на прототипирование и выбор фреймворка (на это ушло около года). В результате был выбран фреймворк React Native, который сегодня быстро набирает популярность в корпоративном сегменте. Что он дает? Во-первых, это кроссплафоменность: код пишется на JavaScript и работает как на iOS, так и на Android, как на смартфонах, так и на планшетах. Во-вторых, ПО готово к работе сразу же после загрузки из магазина приложений. Кроме того, React Native дает возможность быстро модифицировать и масштабировать приложение сразу для всех мобильных платформ.
Предметом дискуссий всегда является широта функциональности мобильных приложений. Не всю десктопную функциональность следует переносить на мобильное устройство, делая в результате приложение излишне громоздким. По словам Ильи Зайчикова, средний пользователь обращается к 20% функций системы (работа с документами и договорами, задачами и резолюциями, в онлайновом и офлайновом режимах, с визированием ЭП и т. д.), но эти функции покрывают 80% его потребностей.
Как правило, мобильные интерфейсы дружественнее к пользователю, чем десктопные. Можно ли надеяться, что широкое распространение мобильных СЭД-приложений положительно повлияет на юзабилити системы в целом? По мнению Ильи Курилина, не всегда слепое копирование «лучших практик» с мобильных приложений на десктоп оправдано. Нужно отдельно тщательно продумывать интерфейсы и для той, и для другой платформы. К примеру популярные у пользователей планшетов «свайпы» делать на мониторе с помощью мышки очень неудобно. То, что естественно осуществлять нажатием пальца, может оказаться некомфортным при работе с мышкой.
Инженер-программист компании «Хевел» Кирилл Хорошилов согласен с тем, что десктопная версия должна совершенствоваться вслед за мобильной, но при этом следует учитывать, что функции и объем отображаемой информации в ней всегда будут шире, чем у мобильной. Илья Зайчиков допускает, что разработчики десктопной версии будут испытывать определенный прессинг со стороны тех пользователей, которые получили положительный опыт работы с мобильным приложением, но в полной мере уравнять юзабилити обеих версий, скорее всего, не удастся.
Число мобильных клиентов СЭД быстро увеличивается, и некоторые эксперты предлагают даже применять при разработке СЭД принцип Mobile First, когда сначала создается мобильное приложение, а только потом его Web-версия для браузера. Илья Курилин полагает, что поскольку пользователи гораздо чаще взаимодействуют с СЭД через мобильные устройства, а не через десктоп, такой принцип должен стать приоритетным. Алексей Асафьев напоминает, что все чаще под современным офисом понимается мобильный офис. А если и офис мобильный, и другие приложения тоже, то вполне естественно, что в первую очередь будут разрабатываться мобильные приложения, а уже потом их десктопные версии. «Поскольку мобильное приложение — это по большей части пользовательский интерфейс, а вся основная логика реализуется на сервере, принцип Mobile First не должен быть доминирующим, — возражает Кирилл Хорошилов. — Нужен хороший back-end, а уже к нему те интерфейсы, которые нужны мобильным и офисным пользователям».
Не только смартфоны
Снижение объемов продаж планшетов как на мировом, так и российском рынке привело к тому, что в роли мобильного устройства обычно по умолчанию видят только смартфоны. Востребованы ли в задачах СЭД планшеты или падение их популярности наблюдается и здесь? «Мы изначально ориентировались на смартфоны как основные устройства для мобильной СЭД, но первый же контакт с клиентом перевернул все наши представления о востребованности тех или иных устройств, — сообщил Илья Зайчиков. — Оказалось, что 90% руководства бизнес-заказчиков работает в основном на планшетах. Та же картина в госструктурах. Можно констатировать, что в области СЭД/ ECM рынок планшетов не только не умирает, но бурно развивается. Учитывая появление планшетов с дополнительными клавиатурами и стилусами, скорее следует говорить о возможной „смерти“ десктопов».
Как выяснилось в ходе дискуссии, можно найти применение и таким экзотическим мобильным гаджетам, как «умные» часы. Илья Зайчиков рассказал , что недавно один из коллег прислал удивительную на его взгляд фотографию своих «умных» часов, на экране которых красовалось сообщение из СЭД об оплате по договору. Разумеется, создавать и читать документы на «умных» часах не получится, но использовать их для оповещений вполне реально.