В конце октября в Москве прошла главная партнерская конференция Intel в России под названием Intel Experience Day, которое в буквальном прочтении соответствует, казалось бы, обычному мероприятию по обмену опытом. Впрочем, ставшее в последнее время модным слово Experience нагружено дополнительными смыслами, как например в User Experience, и в переводе на русский эти смыслы нередко теряет. Возможно, поэтому региональный директор Intel в России Наталья Галян позволила себе порассуждать о том, как в данном контексте следует понимать X (аббревиатура от eXperience). Среди возможных вариантов были и
Об экспоненциальном росте объемов данных, мощности коммуникаций и числа используемых устройств говорил и вице-президент Intel по направлению Technical and Sales Enabling Альберт Диаз, упомянувший о том, что за последние 30 лет интернет-трафик вырос в 130 млн. раз. Рынок ИТ, разумеется, тоже растет, но далеко не по экспоненте, а в некоторых его сегментах наблюдается даже застой. Так, по словам Натальи Галян, сегмент ПК растет лишь на
Точками роста, по мнению Натальи Галян, сейчас являются компьютерные игры и инновационные мобильные платформы. В России Intel заключила соглашение с Mail.ru по развитию киберспорта, а на глобальном уровне реализует проект Athena, призванный сформулировать набор спецификаций современного ноутбука в плане скорости включения, производительности, использования ИИ, времени автономной работы, коммуникационных возможностей и т. д. В их выработке принимают участие более 100 вендоров, в числе которых Microsoft, HP, Dell, Google, Lenovo, Samsung и Xiaomi. По сути Athena продолжает линию спецификаций Centrino и ультрабуков на современном этапе. Еще одним мощным трендом стали технологии видеонаблюдения и видеоаналитики, являющиеся одним из примеров интеграции ИИ и IoT в системы периферийных вычислений (AIoT). Предполагается, что к 2021 г. 82% мирового IP-трафика будет приходиться на видео.
Говоря о технологических трендах, Альберт Диаз отметил три основных на сегодняшний день. Это широкое проникновение облаков, быстрый рост использования ИИ и расширение гибких и масштабируемых облачных подходов (cloudification) на сеть и периферийные ее сегменты. Все это требует развития ИТ-инфраструктуры (средств хранения, передачи и обработки данных). И роль Intel, в портфеле которой широкий спектр продуктов, начиная от сетевых адаптеров и памяти (включая инновационную Optane) до процессоров и чипсетов, здесь очень велика. Наталья Галян отметила, что спрос на продукцию компании сохраняет хорошую динамику: в III кв. оборот вырос на 13%, а по итогам всего 2019 г. планируется выйти на уровень 71 млрд. долл. Развертывается новая партнерская программа Intel Partner Alliance, которая объединяет несколько партнерских программ для разных типов партнеров, задействованных в проектах цифровой трансформации.
В современных ИТ-архитектурах используется широкий спектр разновидностей вычислительных узлов: наряду с универсальными скалярными CPU это векторные GPU, матричные ИИ-акселераторы и программируемые вентильные матрицы FPGA. Как сделать так, чтобы все это разнообразное железо и ПО работали с максимальной эффективностью? Как рассказала генеральный директор по исследованиям и разработкам Intel в России Марина Алексеева, ответом на данный вопрос должен стать проект Intel oneAPI, призванный скрыть для программиста специфику каждого из четырех упомянутых типов вычислителей, предоставив ему набор универсальных API. Первая версия oneAPI будет доступна разработчикам уже в нынешнем году. Марина Алексеева напомнила, что в штате Intel более 15 тыс. программистов, разрабатывающих компиляторы, библиотеки, отладчики и другое системное ПО.
Впрочем, технологии сами по себе не могут стать по настоящему мощными драйверами для развития ИТ-индустрии. Сегодня всем понятно, что таким драйвером является цифровая трансформация, порождающая новые бизнес-модели. Подобные модели особенно ценны, если создают для компании уникальные преимущества, которых пока нет у других игроков. Рассказывая о стратегии Сбербанка, призванной превратить его из финансовой в технологическую компанию, исполнительный вице-президент «Сбербанк Груп» и руководитель блока «Технологии» Давид Рафаловский подчеркнул, что они хотят не повторять инновации, уже реализованные такими грандами, как Amazon, Google и Alibaba, а становиться законодателями мод, которым будут стараться подражать другие.
Такой подход наряду с построением технологического фундамента требует изменения внутрикорпоративной культуры. Примером трансформации корпоративной культуры, как считает Кристина Тихонова, стало развитие Microsoft после того, как ее возглавил Сатья Наделла. Речь не только о развитии облачного направления или взаимодействии с сообществом Open Source, изменилась парадигма взаимоотношений вендора с клиентами: если прежде Microsoft выступала в роли своеобразного миссионера, ведущего за собой паству, то теперь во главу угла поставлены требования заказчиков.
Но чтобы бизнес менялся в ответ на такие требования достаточно быстро, компании нужна адекватная ИТ-инфраструктура. Построением ее сегодня занимаются многие компании, в том числе и Сбербанк. По словам Давида Рафаловского, инфраструктура должна, в частности, обеспечивать применение ИИ во всех процессах и принятие решений на основе больших данных. Высокую скорость развертывания новых сервисов призваны обеспечить собственное частное облако SberCloud и переход в разработке приложений от концепции Cloud Ready к Cloud Native, базирующейся на микросервисах и открытых API, обладающей качествами автомасштабирования и автовосстановления и способной благодаря этому стать основой для построения собственной экосистемы.