Роботизация бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) — одна из горячо обсуждаемых технологий. В 2020 г. она продолжит осваивать новые территории, укрепляя связи между ИТ- и кадровой службами, помимо этого с ее помощью будет автоматизирована часть задач в области безопасности. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты делятся своими прогнозами по поводу того, чего еще ожидать от RPA.
RPA — это не просто одна из многих перспективных технологий, она уже доказала свою профпригодность в качестве инструмента для решения множества бизнес-задач. По данным Gartner, в прошлом году она была самой быстрорастущей категорией корпоративного ПО. Имеется множество других свидетельств того, что RPA продолжает набирать популярность. Нет никаких оснований предполагать, что интерес к ней в новом году угаснет. «В 2020 г. рынок RPA продолжит расти быстрыми темпами, поскольку все больше компаний начинают осознавать мощь автоматизации процессов и сопоставлять RPA с тем количеством устаревших процессов, с которыми технология может эффективно справиться», — считает директор по продуктам Nintex Аарон Бултман.
Как показывает практика, роботизации подлежат не все устаревшие процессы. Бултман и другие эксперты отмечают, что предприятия учитывают этот момент и вырабатывают более широкую стратегию автоматизации. Имеет смысл взглянуть на ключевые тенденции, которые в следующем году будут определять развитие RPA.
Интерес к RPA усилится
«Мой прогноз довольно прост: бизнес продолжит развертывать RPA-роботов во все больших количествах. Это касается всех отраслей, где людям приходится вручную выполнять повторяющиеся, утомительные или однообразные действия», — говорит ведущий аналитик по ПО ClaySys Technologies Вишну КС. Другими словами, если ранее предприятия только присматривались к автоматизации или экспериментировали с ней, то теперь они переходят на стадию активного внедрения. Эта активность отражается в виде цифр: как предполагают эксперты,
RPA будет проходить проверку реальностью
«В 2020 г. рынок RPA пройдет испытание на прочность. Это связано с тем, что предприятия проводят цифровые инициативы и стремятся найти для этого подходящие инструменты. Они вынуждены вникать в различия между процессами, а вместе с этим приходит понимание, каким образом задействовать технологии автоматизации», — говорит Бултман. Поскольку RPA-робот может имитировать нажатия клавиш и движения мыши, продолжает эксперт, он хорошо подходит для компьютерных процессов, к которым невозможно подключиться посредством API. Это простая форма автоматизации. Более эффективные формы автоматизации можно применять для тех процессов, которые поддерживают API. По мере активизации усилий по внедрению технология пройдет проверку на практике, поэтому организации, которые чрезмерно идеализировали ожидания в отношении ее возможностей или которые не имеют четкого представления о своих собственных процессах, могут в ней разочароваться.
«RPA не идеальна на все 100%. Ее эффективность напрямую зависит от человека, который настраивает поток автоматизации, — говорит Вишну КС.— В случае непредвиденных обстоятельств робот может попросту отключиться, поскольку его не настроили на выполнение необходимых действий. Сбой может нарушить всю цепочку автоматизированных задач. Ключом к успешному внедрению RPA является предвидение всех возможных комбинаций сценариев, с которыми может столкнуться бот».
Эксперт также ожидает, что команды, которым в будущем году предстоит развертывать решения RPA, научатся лучше понимать разницу между RPA и искусственным интеллектом. Хотя RPA можно в некотором смысле рассматривать как зависимую от ИИ технологию, сама по себе она не является «умной» или способной принимать сложные решения. «Те, кто видел бот RPA в действии, знают разницу между ним и ИИ. RPA имитирует взаимодействие человека с машиной, — сказал Вишну КС.— Бот просто следует написанным инструкциям, которые состоят из набора правил, в то время как ИИ обладает собственным „умом“ и способен самостоятельно принимать решения на основе предоставленного ему обучающего набора. Бот RPA не может принимать решения, если они не прописаны в сценарии».
Интеллектуальная автоматизация: снова в центре внимания
Термин «интеллектуальная автоматизация» — не новый, в свое время он был даже модным. Во многих источниках он трактуется по-разному, но обычно под ним подразумевается комбинация автоматизации процессов с когнитивными технологиями, такими как машинное обучение. В новом году интеллектуальная автоматизация или ее вариации, к примеру, «когнитивная автоматизация», вновь станут популярными. Это связано с тем, что команды разработчиков на практике столкнутся с ограничениями автономной RPA, которая выполняет правила в пошаговом режиме.
«В 2020 г. технологические лидеры отдадут предпочтение полностью интегрированному интеллектуальному подходу к автоматизации путем конвергенции RPA на основе правил и ИИ. Это сближение откроет новые перспективы в плане повышения производительности труда и операционной эффективности, — говорит директор по стратегии Kofax Крис Хаф.— Сотрудничество между цифровыми работниками и человеческим персоналом приобретает видимые очертания, поэтому управление цифровыми кадрами будет иметь все большее значение. В общем, интеллектуальная автоматизация готова к рывку и принесет ощутимые результаты организациям, которые рассматривают ее как ключевой компонент цифровой трансформации».
Автоматизация сблизит ИТ- и HR-директоров
Вишну КС прогнозирует, что в 2020 г. будут развенчаны все домыслы и мифы по поводу того, что ИТ-автоматизация, включая RPA, повлечет за собой массовое сокращение рабочих мест. «RPA возьмет на себя выполнение повторяющихся или однообразных задач, которые до этого делались людьми, — утверждает он. — Передоверив их роботам, предприятия смогут высвободить время сотрудников для более значимых задач, которые не по плечу боту RPA. Мое личное мнение таково, что распределение людей для выполнения повторяющихся задач — пустое расходование интеллектуальных ресурсов, которыми обладает исключительно человек. Это оскорбляет его достоинство». Тем не менее, RPA и другие формы автоматизации изменят привычную схему работы множества сотрудников. Эксперты рассчитывают на оптимистический сценарий, но чтобы реализовать его, руководителям придется приложить усилия. Это особенно актуально для организаций с растущей цифровой рабочей силой (digital workforce) — этим термином обозначают совместную работу роботов RPA, ИИ и людей. Как отмечает Хаф, это потребует новых подходов к управлению.
Технический директор Automation Anywhere Принц Кохли ожидает, что в результате автоматизации процессов CIO и другие ИТ-руководители начнут теснее сотрудничать со своими коллегами-кадровиками. «Внедрение RPA в 2020 г. станет лавинообразным. Эта технология затронет рабочие должности начиная с начального уровня и заканчивая руководством высшего звена, поскольку предприятия достигают новых уровней эффективности и производительности. В частности, мы увидим новое сочетание должностных полномочий директора по кадрам и CIO, которое произойдет на фоне слияния человеческих и цифровых работников», — говорит Кохли. Надежная стратегия когнитивной автоматизации имеет многочисленные преимущества для повышения эффективности бизнеса, объясняет он, но для их реализации потребуется ориентированный на человека подход. Он связан с перераспределением рабочих обязанностей, введением новых ролей — все это требует сотрудничества между CIO и HR-директорами.
Роботы RPA станут инструментами для управления рисками и безопасностью
RPA чаще всего ассоциируется со средством повышения производительности и эффективности. Сокращение объема рутинной ручной работы — это именно то, что от нее ожидается. Кохли считает, что RPA и другие формы автоматизации станут более заметной частью стратегий ИБ. Армия ботов хоть и не сможет бороться с угрозами или противостоять кибератакам, но этого от нее и не требуется. Ее сила в другом. Боты устранят один из наиболее распространенных рисков — человеческой ошибки. «Современные рабочие процессы стали напористее, требуют подчас спонтанных решений, что ставит под угрозу защиту конфиденциальных данных, повышает вероятность человеческих ошибок, — сказал Кохли. — Поскольку важная входная и выходная информация растекается по разрозненным командам, партнерам, устройствам, облачным сервисам, поставщикам и клиентам, традиционный подход к обеспечению ИБ исчерпал себя. Человек просто не может масштабировать его на все потоки данных, что может обернуться большими проблемами».
В целом RPA становится все более важной в плане безопасности, особенно в свете того, что она комбинируется с когнитивными технологиями. Потенциально автоматизация отдельных процессов может уменьшить многие риски, которые привносит человеческий фактор. «Роботы RPA помогут смягчить человеческие ошибки, поскольку они идеально подходят для эффективного и безошибочного выполнения задач с интенсивным использованием данных, экономя драгоценное время людей, чтобы они могли сконцентрироваться на более ценной работе, — считает Кохли. — Скоро мы увидим, что все больше организаций используют ботов в качестве интеллектуальных ограждений, которые обеспечивают точность и снижают вероятность случайных внутренних утечек данных».