Главный аналитик Forrester Крис Гарднер выделяет на портале Information Age пять главных проблем автоматизации, с которыми предприятиям предстоит столкнуться в новом году.
Автоматизация становится всепроникающей, она затронула едва ли не все предприятия, начиная с малых и заканчивая крупнейшими. Проблема, с которой сталкивается большинство главных технологов (СТО), заключается в том, что в последнее время процессы автоматизации в основном протекают разрозненно. Различные организационные группы занимаются ею раздельно, часто дублируя друг друга. Это привело к тому, что во многих организациях появились «островки автоматизации», что означает дублирование процессов и инструментов с минимальным соответствием стандартам, показателям или функциям управления, относящимся к бизнесу, таким как выручка от реализации продукции или время вывода продукта на рынок.
В 2020 г. предприятия столкнутся со следующим:
- придет осознание того, что роботизация бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) может заменить работников, которые выполняют рутинную офисную работу;
- вырастет потребность в услугах для поддержки инициатив RPA;
- «парадокс автоматизации» замедлит прогресс;
- произойдет слияние инструментов автоматизации в разных секторах;
- вырастет потребность в гибких ударных командах, которые сосредоточены исключительно на ускорении автоматизации.
1. Выполнение административной работы людьми теряет смысл
В 2020 г. из экономики будет выведено 3,9% рабочих мест. Ведение бухгалтерского учета, подача претензий, расчет бонусов за трудовые достижения, которые проводит HR-департамент — вся эта деятельность будет заменена RPA. Ситуация усугубляется тем фактом, что в ближайшее время в экономику вольется 300 тыс. рабочих мест, которые будут заполнены работниками с навыками эмпатии и гибкого мышления, например, междисциплинарными работниками умственного труда. В итоге CТO нужно будет правильно распознать процессы, которые подлежат замене на RPA, и уделить повышенное внимание проектам с высоким уровнем подрывных инноваций.
2. Проекты RPA слишком сложны для масштабирования
Многие компании при внедрении RPA без проблем проходят стадию доказательства применимости концепции, но масштабирование до сотен, если не тысяч автоматических ботов, как правило, выходит за рамки компетенции большинства компаний. Вследствие этого в 2020 г. рынок услуг для ускорения ввода проектов RPA в коммерческую эксплуатацию вырастет до 7,7 млрд. долл. На этот рынок бросятся крупнейшие игроки. Помимо США и Европы их внимание привлекут растущие рынки RPA в таких странах, как Япония, Индия и Австралия.
3. Парадокс переворачивает решение инцидентов с ног на голову
В течение многих лет среднее время устранения инцидентов (MTTR) сокращалось, поскольку управление ими было автоматизировано. Однако за последние несколько лет возник парадокс: как только достаточное количество рутинных инцидентов решается с помощью автоматизации, MTTR возрастает. Этому находится простое объяснение: технология автоматизации позволяет автоматизировать простые процессы, тогда как сложные остаются неавтоматизированными. Чтобы решить эту проблему, CTO придется прибегнуть к принципам обеспечения надежной работы систем (site reliability engineering, SRE) и повысить обзорность систем. Концепция SRE, которая развивалась с начала
4. Рынок средств автоматизации размывается
При выпуске продуктов для автоматизации вендоры фокусируются на простых рабочих процессах. Например, в DevOps есть инструменты непрерывной интеграции (continuous integration, CI) и непрерывной доставки (continuous delivery, CD). С учетом того, что рабочие процессы продолжают размываться, аббревиатуры инструментов все чаще объединяют — CI/CD. В 2020 г. появится больше решений, которые касаются как CI, так и CD. Эти комбинированные решения не только упростят интеграцию, но и обеспечат дополнительные преимущества для предприятия, такие как упрощенное управление ключами и шифрование кода в состоянии покоя.
5. Для ускорения проектов автоматизации необходима новая организационная единица
До недавнего времени обязанности по внедрению автоматизации возлагались на ИТ. ИТ-департаменты по-прежнему играют в этом важную роль, однако некоторые компании формируют отдельные команды, которые лучше справляются с разработкой стандартов, созданием повторно используемых моделей автоматизации и управленческих руководств. Эти команды не отвечают за содержательность процессов, которые должны быть автоматизированы — эта роль возлагается на экспертов в предметной области. Они также не являются монолитным центром передового опыта. Эти команды, состоящие из проектировщиков роботов, разработчиков систем автоматизации и ботов, участвуют в проектах и согласовывают результаты с новыми KPI. Они будут отвечать за будущие проекты автоматизации и принимать по ним окончательные решения.