Старший директор по исследованиям Gartner Росс Уинсер выделил основные тенденции развития цифровой инфраструктуры в будущем году, сообщает портал Information Age. Аналитика поможет ИТ-руководителям, которые занимаются поддержкой ИТ-инфраструктуры и обеспечением операционной деятельности (infrastructure and operations, I&O).
В уходящем году I&O-специалисты фокусировались на том, как связать такие технологии, как искусственный интеллект или Edge computing c быстрорастущей инфраструктурой, чтобы они могли поддерживать потребности бизнеса. Хотя эти требования все еще актуальны, в списке тенденций на 2020 г. Gartner обратила внимание на «каскадные эффекты», многие из которых сегодня невидимы, но окажут непосредственное влияние на развитие инфраструктурных процессов.
На конференции Gartner IT Infrastructure, Operations and Cloud Strategies Росс Уинсер призвал I&O-руководителей сместить фокус внимания с решения повседневных оперативных задач на подготовку к новым тенденциям и технологиям, которые в ближайшие годы окажут влияние на цифровые инфраструктуры. Всего он выделил десять тенденций.
1. Переосмысление стратегии автоматизации
Gartner обнаружила, что за последние несколько лет степень автоматизации предприятий значительно выросла. Большинство из них автоматизируются до определенного уровня, пытаясь переориентировать персонал на более важные задачи. Однако инвестиции в автоматизацию процессов часто осуществляются без наличия осмысленной стратегии. Рынок инструментов для автоматизации постоянно пополняют новые поставщики, а вместе с ними появляются новые инструменты и варианты автоматизации. Это может привести к дублированию инструментов, процессов и, как следствие, возникновению скрытых затрат. В итоге предприятиям станет гораздо сложнее масштабировать инфраструктуру в соответствии с требованиями бизнеса. Gartner считает, что к 2025 г. ведущие руководители возьмут на себя особую роль в выработке надлежащей стратегии автоматизации, чтобы избавиться от сопутствующих ей проблем, а также примут активное участие в управлении процессами автоматизации.
2. Аварийное восстановление в гибридных ИТ-инфраструктурах
Современная инфраструктура находится во многих местах — у колокейшн-провайдеров, в локальных дата-центрах, периферийных точках и облачных сервисах. Серьезность ситуации заключается в том, что гибридная ИТ-система способна нарушить текущие схемы аварийного восстановления. Это связано с тем, что многие организации в настоящее время полагаются на предложения типа «as a service (aaS)» и часто упускают из виду дополнительные функции, необходимые для установления правильных уровней устойчивости.
По прогнозам Gartner, к 2021 г. основной причиной 90% проблем с доступностью в облаке (время безотказной работы) станет отказ клиентов от применения возможностей резервирования данных, которые предоставляются поставщиком облачных услуг. Организации подвергают себя потенциальной опасности, если их планы аварийного восстановления, разработанные для традиционных систем, не учитывают требования новых гибридных инфраструктур. Обеспечение устойчивости нужно заложить еще на этапе проектирования, а не через два года после развертывания.
3. Гибкость масштабирования DevOps
Сегодня все больше и больше компаний пытаются масштабировать DevOps, но для этого необходимы эффективные действия. Проблемы возникают на стадии, когда организации наращивают число команд DevOps, отталкиваясь от того, что отдельные группы разработчиков успешно освоили практики DevOps. Подавляющее большинство организаций, которые не применяют совместную платформу самообслуживания, обнаружат, что их инициативы DevOps просто не масштабируются. Внедрение платформы для совместной работы позволяет группам разработчиков задействовать цифровые инструменты из разряда I&O с учетом высоких стандартов управления и эффективности, необходимых для масштабирования.
4. Инфраструктура находится там, где ваши данные
В прошлом году Gartner взялась за изучение проблематики «инфраструктура везде». С учетом того, что компании все чаще прибегают к применению ИИ и машинного обучения как технологий, которые позволяют выделиться на фоне конкурентов, встает вопрос, как осуществлять планирование и управление лавинообразным ростом данных. По оценкам Gartner, к 2022 г. 60% корпоративных ИТ-инфраструктур будут сосредоточены вокруг скоплений данных, а не вокруг традиционных ЦОДов.
Размещение выбранных рабочих нагрузок ближе к пользователям целесообразно исходя из соображений производительности и соблюдения регуляторных предписаний. Тем не менее предприятия быстро приближаются к сценариям развертывания, в которых одни и те же рабочие нагрузки выполняются во многих местах, что усложняет защиту данных. Специалисты в области I&O должны быть готовыми к каскадным эффектам движения данных с их одновременным накоплением.
5. Влияние Интернета вещей
Успех IoT-проекта зависит от множества факторов, поэтому подобрать поставщика с готовым комплексным решением — крайне непростая задача. Специалисты по I&O должны стать активными участниками обсуждений по выбору целевого IoT-сервиса, чтобы получить полное представление о всех его достоинствах и недостатках, в том числе модели поддержки. Это позволит избежать каскадного эффекта непредвиденных сбоев в обслуживании, которые в будущем могут стать причиной серьезных проблем.
6. Распределенное облако
Распределенное облако — это разделение публичных облачных служб по территориальному признаку, которое предусматривает ответственность поставщика за их функционирование, управление, обновление и дальнейшее развитие. Распределенное облако откроет новые возможности, которые позволят командам по I&O размещать службы публичных облаков в локациях на свое усмотрение, что покажется привлекательной идеей для лидеров, стремящихся к модернизации за счет публичного облака. Однако нужно иметь в виду, что некоторые из этих решений не прошли рыночную акклиматизацию и при их внедрении нужно учитывать множество деталей. Энтузиазм ИТ-специалистов по отношению к таким новым сервисам, как AWS Outposts, Microsoft Azure Stack или Google Anthos понятен, однако выбирать их нужно осмотрительно, убедившись, что модель доставки не обернется проблемами для команд I&O, которые будут участвовать в их поддержке.
7. Пользовательский опыт
Пользовательские ожидания по отношению к опыту, предоставляемому I&O, выше, чем когда-либо прежде. Плавная интеграция, быстрый отклик и нулевое время простоя, ранее рассматривавшиеся как отличительные черты поставщика услуг, перешли в разряд стандартных ожиданий клиентов. По мере того, как цифровые бизнес-системы все глубже проникают в сферу I&O, потенциальное воздействие даже самых незначительных проблем в инфраструктуре и операциях будет расти. Если вы предлагаете хорошее качество обслуживания клиентов, то вы можете всерьез задуматься об увеличении доли рынка, но если ваш клиентский опыт оставляет желать лучшего, последствия будут немедленными: пострадает не только удовлетворенность клиентов, но и корпоративная репутация.
8. Демократизация ИТ
Low-code — это визуальный подход к разработке приложений, который становится все более распространенным в бизнесе. Он позволяет пользователям создавать веб-приложения и приложения для мобильных устройств практически без задействования языков программирования. Этот подход в значительной степени можно рассматривать как модель самообслуживания для бизнес-единиц, которые могут обходиться собственными силами вместо обращения к ИТ-департаменту для согласования формального плана проекта для приложения.
Поскольку схема low-code продолжает набирать популярность, вместе с ней растет сложность ИТ-портфеля. Если со временем станет ясно, что она оправдывает возложенные на нее ожидания, на команды I&O возложат обязанности по предоставлению соответствующих услуг. Руководителям I&O уже сейчас нужно думать о том, как обеспечить поддержку low-code и рассмотреть другие вопросы, которые неизбежно повлияют как на их команды в частности, так и на организацию в целом.
9. Сети
Командам по управлению сетями удалось создать высокодоступные сети за счет осторожного управления изменениями. В то же время I&O поддается изменениям с трудом и пока что нет никаких признаков, что ситуация изменится к лучшему. Это можно связать с оказываемым давлением на специалистов по сетям, которым вменяется в обязанность поддерживать работоспособность сети и не выходить за эти рамки. Косность мышления, страх избыточных рисков, технический долг и привязка к одному поставщику — это преграды для сетевых команд.
10. Управление гибридной цифровой инфраструктурой
Масштаб и сложность управления гибридными цифровыми инфраструктурами (hybrid digital infrastructure management, HDIM) становится все более актуальной проблемой для ИТ-лидеров. Организациям следует изучить концепцию HDIM, которая направлена на решение основных проблем управления гибридной инфраструктурой. HDIM — это новая область, поэтому организации должны с осторожностью относиться к поставщикам, которые предлагают единое решение для всех задач гибридного управления. Gartner ожидает, что в течение следующих нескольких лет поставщики, ориентированные на HDIM, модифицируют свои разработки до уровня, который позволит ИТ-лидерам получить действенные инструменты для контроля за цифровыми инфраструктурами.