Прошедший год ознаменовался значительным ростом продаж софтверной индустрии на российском ИТ-рынке, особенно, продаж услуг по разработке ПО. Важным фактором, повлиявшим на рост внутреннего рынка, стала реальная цифровая трансформация, которую переживает российская экономика.

Предлагаем вашему вниманию результаты ежегодного 16-го исследования индустрии разработки программного обеспечения (ПО) в России, которое традиционно проводится НП «РУССОФТ».

По методике, применяемой РУССОФТ, продажи на внутреннем рынке российских софтверных компаний традиционно оказываются намного больше, чем емкость всего рынка. Показатели роста/падения также намного лучше. По итогам 2018 года продажи российских софтверных компаний составили $6,1 млрд. при росте в 11% (в рублях увеличение на 20%). Такой рост нельзя считать очень высоким для такой динамичной отрасли, как разработка ПО, но все же его нельзя назвать символическим. Более высокие темпы роста российских компаний на внутреннем рынке легко объяснить процессом импортозамещения.

Основные характеристики российского рынка ПО в 2015-2018 годы

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Примечания

Объем рынка (изменение за год)

$2,3 млрд. (-43,1%)

$2,2млрд. (-4%)

$3млрд. (+19%*)

$3,07млрд. (+2,2%)

версия IDC

$5,5-6,4 млрд. (-30-32%)

$6-7 млрд. (+11-12%)

$7,3-8,5 млрд. (+20-22%)

$8-9,3 млрд. (+10-11%)

версия РУССОФТ (вместе с заказным ПО, SaaS и услугами по внедрению)

Изменение в рублях с учетом официального уровня инфляции

-19%

+16-17%

+3,5%

+5,5%

версия РУССОФТ

* — указанный IDC рост, скорее всего, получен после корректировки данных за 2016 год

Как будет развиваться ИТ-рынок в ближайшие годы?

Большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что в 2019 году рост ИТ-рынка России сохранится и будет не очень высоким (умеренным). IDC ожидает увеличение на 4,8% в долларовом выражении. Из-за ожидаемой небольшой девальвации национальной валюты, рост в рублях должен быть чуть больше. Небольшой прирост всего ИТ-рынка, согласно прогнозу IDC, обусловлен замедлением роста продаж оборудования (+3% вместо +15% по итогам 2018 года). В то же время, ИТ-услуги вырастут на 8,2%, а ПО — почти на 12%. Естественно, совсем новые и относительно новые сегменты, в которых еще далеко до насыщения и уровня экономически развитых стран и даже Китая, будут расти намного быстрее.

Итоги первых кварталов свидетельствуют о том, что эти тенденции на российском ИТ-рынке 2018 года будут в целом характерны и для всего 2019 года, но темпы роста всего рынка, скорее всего, немного снизятся.

Проекты, связанные с преобразованием бизнес-процессов и бизнес-моделей, уже идут в 41% заказчиков Softline, причем количество оптимизационных и инновационных начинаний примерно одинаково. Препятствиями к повышению активности проектов цифровой трансформации руководители и ИТ-директора региональных компаний называют дефицит необходимых компетенций (в 47% случаев) и недостаток финансирования (56%).

Объем продаж российской индустрии разработки ПО

Совокупный оборот предприятий софтверной отрасли России вырос по итогам 2018 года на 19,5%, достигнув ₽997 млрд. Согласно расчетам, сделанным в рамках предыдущего исследования РУССОФТ, рост ожидался выше — 25%, что позволило бы уже в 2018 году преодолеть планку в триллион рублей. Этот прогноз был основан на данных опрошенных компаний, которые указывали планируемый объем выручки и экспорта в текущем году.

В долларах также рост совокупного оборота получился намного меньше — 10,6% вместо прогнозируемых 18%. То же самое касается зарубежных продаж, которые увеличились на 10%, хотя расчеты показывали рост на 19%.

Основные экономические показатели, характеризующие софтверную индустрию России в 2013-2019 годы (рост/падение по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года)

2013 г.*

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г. (прогноз)

Совокупный оборот российских софт-верных компаний, $

более $11 млрд.

$12 млрд.

(+5%)

$10,34 млрд.

(-10%)

$12 млрд. (+16%)

$14,3 млрд. (+19%)

$15,82 млрд. (+10,6%)

$18,6 млрд. (+17,6%)

Объем зарубежных продаж, $

$5,4 млрд. (+17%)

$6

млрд.

(+11%)

$6,7 млрд. (+12%)

$7,6 млрд. (+13%)

$8,8 млрд. (+16%)

$9,68 млрд. (+10%)

$11,12 млрд. (+15%)

Доля зарубежных продаж в совокупном обороте

49%

50%

65%

63%

62%

61%

60%

Объем продаж на внутреннем рынке, $

$5,6 млрд.

$6

млрд. (+7%)

$3,64 млрд.

(-39%)

$4,4 млрд. (+21%)

$5,5 млрд. (+25%)

$6,14 млрд. (+12%)

$7,48 млрд. (+21,8%)

Объем продаж на внутреннем рынке, ₽

₽178 млрд.

₽240 млрд. (+35%)

₽220 млрд.

(-8%)

₽294 млрд. (+34%)

₽321 млрд. (+9%)

₽387 млрд. (+20,5%)

₽486 млрд. (+25,6%)

Совокупный оборот российских софт-верных компаний, ₽

₽363 млрд.

₽456 млрд.

(+25,5%)

₽630 млрд. (+40%)

₽802 млрд. (+27%)

₽834 млрд. (+4%)

₽997 млрд. (+19,5%)

₽1,21 трлн. ** (+21,3%)

Изменение сово-купного оборота российских софт-верных компаний с учетом инфляции, ₽

-

+12,8%

+23%

+20%

+1,4%

+14,6%

+15,5%

Бивалютный индекс РУССОФТ

-

1,23

1,1

1,21

1,13

1,14

1,19

* - до 2013 г. РУССОФТ не определял размер совокупного оборота, поэтому нет данных по росту оборота по сравнению с 2012 г.

** — предполагается, что среднегодовой курс доллара по итогам 2019 г. составит 65 руб.

Прирост совокупного оборота софтверных компаний имеет ограничители с двух сторон.

С одной стороны, таким ограничителем является растущий спрос на ПО на мировом рынке (как на программные продукты, так и на заказную разработку). Он обеспечивает увеличение совокупного оборота не менее, чем на 10%. С учетом того фактора, что зарплаты разработчиков в долларовом выражении ежегодно увеличиваются, даже при неизменном спросе, доходы поставщиков заказного ПО продолжат расти. Для российских компаний этот ограничитель снимается, если сокращается внутренний рынок, но только частично и на короткий период времени. Процессы цифровой трансформации экономики и импортозамещения все же создают свое мощное давление, поддерживающее продажи в России. Сокращение внутреннего рынка сказывается в первую очередь на зарубежных софтверных компаниях.

С другой стороны, ограничителем роста являются человеческие ресурсы. При этом речь идет не только о тех специалистах, которые непосредственно вовлечены в разработку ПО, но также о маркетологах, знающих ситуацию на зарубежных рынках, менеджерах по продажам и грамотных руководителей с лидерскими качествами. Из-за невозможности резко увеличить эти ресурсы, совокупный оборот не растет более чем на 20% в год. Можно предположить, что прежде всего не хватает для ускорения именно лидеров, которые могут создать новую компанию или взять ответственность за развитие какого-то важного направления средней или крупной компании. Маркетологи и специалисты по продажам важны в первую очередь для продуктовых компаний, которые в последние годы растут медленнее, чем разработчики заказного ПО. Сервисная модель напрямую зависит от количества разработчиков, но и она нуждается в менеджерах с лидерскими качествами.

Перспективы зарубежных продаж

Что касается зарубежных продаж российских софтверных компаний, то их рост оказался значительно ниже прогнозируемой величины и меньше, чем он был в 2017 г. Расчеты «РУССОФТ», основанные на ожиданиях опрошенных компаний, говорили о том, что по итогам 2018 г. эти продажи увеличатся на 19% до $10,5 млрд. Таким образом, ожидалось увеличение темпов роста, поскольку в 2017 г. зарубежные продажи возросли на 16%. В реальности, зарубежные продажи увеличились только на 10% до $9,68 млрд.

Снижение темпов роста зарубежных продаж, зафиксированное по итогам 2018 г., связано в первую очередь с недоброжелательным отношением к российским компаниям в США и ЕС, а рынки этих стран до сих пор являются основными зарубежными рынками сбыта для отечественных разработчиков (они дают более 70% их совокупного экспорта). Негативное отношение проявляется в прямых запретах закупать российское ПО государственными структурами (например, для Минобороны), в применении санкций против ряда российских компаний, а также в негативном представлении в СМИ этих стран всего, что связано с Россией.

Запреты на закупки российского ПО и негативный информационный фон в западных СМИ к 2018 году начали заметно и негативно влиять на темпы роста зарубежных продаж российских разработчиков, которые по-прежнему основной экспортный доход получают на рынках Европы и Северной Америки. Следовательно, еще более важным является ускоренная переориентация компаний на другие зарубежные рынки. Повысить интерес к ним РУССОФТ предлагал еще около 10 лет назад, не оставляя при этом рынки западных стран. Однако работать в США и Европе с каждым годом становится сложнее (подробнее о географических рынках в Главе 5).

Единственным фактором существенного роста объема зарубежных продаж может быть реализация проектов вывода на глобальный рынок платформенных решений российских компаний, прежде всего в сегментах нового Технологического уклада мировой экономики (искусственный интеллект, киберфизические системы, промышленный интернет, робототехника, виртуальная и дополненная реальность). Но этот рост будет во многом зависеть от поддержки государством российской ИТ-индустрии в создании и внедрении новой инфраструктуры безопасности, абсолютно необходимой для становления и роста рынков нового Технологического Уклада.

Существует три разных показателя, характеризующих внешнеэкономическую активность российских софтверных компаний в 2018 г.:

1. Совокупные зарубежные продажи российских софтверных компаний — $9,7 млрд. (расчет «РУССОФТ»);

2. Приток валюты в Россию от зарубежных продаж — примерно $6,2 млрд. (экспертная оценка «РУССОФТ»);

3. Экспорт компьютерных услуг — $4,06 млрд. (статистика ЦБ России).

Работа на внутреннем рынке vs за рубежом

Сложности с продвижением решений и услуг на рынках западных стран и благоприятная ситуация на российском рынке (рост самого рынка и вытеснение зарубежных разработчиков за счет политики импортозамещения) привели к тому, что в 2018 году произошла небольшая, но все же очевидная переориентация компаний разработчиков ПО на внутренний рынок.

Небольшой она выглядит в денежном выражении, поскольку продажи на внутреннем рынке выросли на 12%, а за рубежом — на 10%, а это не очень большое различие. В результате, доля зарубежных продаж в совокупном обороте российских софтверных компаний увеличилась только на один процентный пункт — с 60% в 2017 году до 61% в 2018 году.

Очевидной переориентация на внутренний рынок станет, если рассмотреть долю компаний, которые вообще не имеют экспортных доходов. По итогам 2017 года среди опрошенных компаний таковых было 24,8%, а по итогам 2018 года примерно в 1,5 раза больше — 35,6%. При этом большая часть компаний, которые участвовали в опросе в последние 2 года (четверть от опрошенных в 2019 году), показали снижение доли экспорта (в том числе, до 0%). Как правило, это небольшие компании, которым работа за рубежом в 2017 году обеспечивала не более 10-15% выручки. Однако крупные разработчики заказного ПО также нарастили продажи в России.

Разработчики программных продуктов увеличили продажи за рубежом чуть больше, чем на внутреннем рынке (на 11% и 8,4% соответственно в долларовом выражении), но именно они намного активнее отказывались от экспортных доходов. Если в 2017 году таких доходов среди них не имело 21,1%, то в 2018 году — 45,2%.

По сервисным компаниям почти все наоборот. Они увеличили продажи на внутреннем рынке на 20,6% в долларовом выражении, а зарубежные продажи — только на 9%. При этом доля компаний, которые не имеют экспортных доходов, почти не изменилась (возросла с 27,2% до 27,6%).

Подобное объясняется тем, что больший прирост продаж разработчиков программных продуктов на зарубежных рынках обеспечили несколько очень крупных компаний, а также не очень больших, но быстрорастущих. Сервисные компании почти не отказывались от работы за рубежом, но наращивали продажи в России намного активнее. При этом такая переориентация касается компаний разработчиков заказного ПО любых размеров.

После 2016 года на соотношение продаж на внутреннем и внешних рынках наибольшее влияние стала оказывать геополитика. Из-за нее стало сложнее наращивать экспорт в страны ЕС и США, и ускорился процесс импортозамещения на российском рынке ПО.

При том, что до 20% компаний явно переориентировались на внутренний рынок, снизив долю экспорта (примерно в половине случаев до 0%), намного больше компаний стало планировать выход на новые для них зарубежные рынки в ближайшие 2 года. При опросе 2018 года респонденты назвали в среднем 1,32 макрорегиона, в которых они рассчитывают начать работать впервые в текущем и следующем году. При опросе 2019 года показатель увеличился до 1,66. Всего подобные планы имеет 41% опрошенных компаний.

Таким образом, можно говорить о планируемой массовой экспансии компаний разработчиков ПО на международных рынках. Однако это совсем не значит, что эта экспансия обязательно будет иметь место. Соответствующие планы были выявлены и в рамках опроса 2018 года, но в реальности компании чаще уходили с зарубежных рынков, чем приходили на новые рынки. Опрошенные компании сообщили, что они присутствовали в 2017 году в среднем на 3,12 рынках, а в 2018 году — на 2,98.

Из-за ограниченности ресурсов (как человеческих, так и финансовых) многим компаниям приходится выбирать между работой на внутреннем рынке и работой за рубежом. Если максимальный рост обеспечивают продажи в России, то они могут либо полностью (хотя бы на время) отказаться от продвижения своих решений за рубежом, либо существенно снизить долю экспорта. Очередную такую массовую переориентацию на российский рынок можно было наблюдать, анализируя итоги 2017-2018 годов. Она охватила не менее 10% российских софтверных компаний.

Как правило, совсем отказываются от работы за пределами России те компании, у которых доля экспорта не превышала 10-15% и которые ограничиваются только ближним зарубежьем.

Стремление к импортозамещению в области ИТ (или правильнее сказать — к «Цифровому суверенитету») существует не только в России, но и во многих странах за пределами западного мира. Причем импортозамещение может происходить в виде замещения импорта из одной страны импортом из другой. С учетом критической разницы уровня развития ИТ в развитых и развивающихся странах мира, в большинстве стран третьего мира именно такое импортозамещение более вероятно, чем вытеснение американских разработок своими местными решениями. Подобное стремление к «Цифровому суверенитету» во многих развивающихся странах можно и нужно использовать. Для развивающегося мира Россия оказалась способной предоставлять альтернативные решения в области безопасности, де-факто предлагая этим странам «Цифровой суверенитет».

В то же время, ситуация на отечественном рынке стала намного лучше. Поскольку ресурсы компаний ограничены, они зачастую предпочитали наращивать продажи на растущем внутреннем, знакомом и понятном рынке, чем пытаться выходить или закрепляться на еще плохо изученном рынке зарубежном.

Прежде всего, стоит отметить увеличение спроса на услуги по заказной разработке ПО, что отражает реальный процесс цифровой трансформации российской экономики, который для каждого предприятия требует адаптированного для него решения. Именно сервисные компании более всего наращивали продажи в России. Спрос на проектные разработки так вырос, что отечественный рынок стал интересен даже тем компаниям, которые прежде работали исключительно на экспорт. Важным для будущего отрасли является то, что второй год подряд региональные компании растут в среднем быстрее, чем московские и петербургские. В прежние годы было наоборот.

Условия ведения бизнеса в России

Условия ведения бизнеса в России в 2017-2019 годы не улучшались и не ухудшались, если судить по среднему баллу, который рассчитан по оценкам опрошенных компаний в ответ на соответствующие вопросы в нашем исследовании. Это балл все последние три года равен 2,86 после того, как в 2017 году он повысился с 2,82. Да и в предыдущие годы этот показатель не сильно отличался от того, который был получен в 2019 году. Существенное его увеличение произошло сначала в 2012 году, а затем в 2014 году. Колебания этого показателя в последние 5 лет были небольшими, а тот уровень, на котором они происходят, означает, что условия для бизнеса оцениваются респондентами как почти «удовлетворительные», но никак не «хорошие».

Средний балл, характеризующий условия для бизнеса (рассчитан на основе оценок опрошенных компаний)

Год проведения опроса

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Средний балл

2,58

2,73

2,73

2,83

2,85

2,82

2,86

2,86

2,86

После принятия программы «Цифровая экономика» можно было ожидать повышения оценки условий ведения бизнеса участниками рынка, однако этого не произошло. Судя по всему, представители бизнеса уже больше не реагируют на объявление новых государственных программ, ожидая результатов их реализации. В предшествующие годы сам факт внимания, уделенного государством софтверной отрасли, положительно оценивалось сообществом. При всей стабильности среднего балла, по отдельным его параметрам и по разным категориям компаний его изменения были в некоторых случаях вполне значительными.

Средняя оценка условий деятельности в России по пятибалльной системе по результатам опроса экспортеров программного обеспечения

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Господдержка в сфере ИТ

2,9

3,14

3,16

3,21

3,09↓

3,06↓

3,16↑

3,17↑

3,07↓

Защита прав интеллектуальной собственности

3,1

3,16

3,17

3,13

3,08↓

3,13↑

3,14↑

3,17↑

3,12↓

Обеспеченность кадрами и система образования

2,83

2,64

2,58

2,71

2,73↑

2,75↑

2,83↑

2,67↓

2,74↑

Налоговая система

2,37

2,61

2,73

2,87

2,88↑

2,91↑

2,95↑

2,91↓

2,84↓

Бюрократические и административные барьеры

2,34

2,47

2,45

2,69

2,69=

2,71↑

2,67↓

2,7↑

2,64↓

Наличие современной инфраструктуры

2,82

3,16

2,98

3,17

3,24↑

3,16↓

3,13↓

3,10↓

3,13↑

Финансовая поддержка малого бизнеса и «стартапов»

2,38

2,65

2,67

2,79

2,85↑

2,8↓

2,85↑

2,82↓

2,84↑

Господдержка международной маркетинговой деятельности

2,23

2,31

2,36

2,44

2,58↑

2,45↓

2,51↑

2,64↑

2,73↑

Господдержка сертификации на соответствие международным стандартам

2,24

2,44

2,47

2,63

2,66↑

2,64↓

2,62↓

2,74↑

2,69↓

Финансирование НИОКР

-

-

-

2,7

2,68↓

2,64↓

2,70↑

2,73↑

2,78↑