Компания X5 Retail Group ускорила кассовые операции с помощью запатентованной автоматической системы анализа собственной разработки. Изобретение позволяет узнать заранее и предотвратить 98% неполадок и сбоев в кассовом обслуживании.
В сообщении компании отмечается: «Автоматическая система состоит из программы и трёх компонентов: источники информации (кассы и POS-терминалы), интеграционный сервер и сервер аналитики. Программа собирает данные с касс и POS-терминалов торговой точки, передаёт и обрабатывает их на серверах, определяет последовательность, логику и связь между техническими и ручными операциями, а далее самостоятельно делает выводы по улучшению процессов и причинах задержек на кассовых аппаратах. Анализ проводится в режиме реального времени».
Ноу-хау разрабатывалось семью разработчиками компании и тестировалось в 2018 году. По итогам текущего года система установлена во всех 15 752 магазинах компании. Признавая, что изобретение позволяет экономить на каждой операции лишь несколько секунд, представители компании подчеркивают, что за счет большого количества операций общая экономия времени составит 98 лет в течение года. Ведь разработка позволяет ускорить на несколько мгновений выдачу каждого из 4 млрд. чеков, печатаемых в кассах компании ежегодно.
Все это происходит на фоне стремительного роста онлайн-торговли в России. По итогам 2018 года темпы прироста торгового оборота крупнейших онлайн-ритейлеров в несколько раз превысили аналогичные показатели лидеров офлайн-торговли. При этом средний чек в продуктовых онлайн-магазинах оказался в три раза больше чем в традиционных. (1) Ускоряя кассовые операции X5 Retail Group пытается, в том числе, конкурировать и с онлайн-продавцами.
Стоит также отметить, что за рубежом делается нечто большее, чем простое ускорение кассовых операций. Во многом под воздействием экологов в США и Канаде разворачивается борьба за отказ от распечатки чеков в принципе. Это принесет революционные изменения в кассовом обслуживании покупателей офлайн-магазинов.
Уже разработана технология двухсторонней печати на чеках, позволяющая сэкономить 45% используемой для этого бумаги. Однако стоимость печати двухстороннего чека в два раза больше, чем обычного, что во многом обуславливается более высокой ценой оборудования и специальной бумаги. Это не позволяет массово внедрить ноу-хау.
На очереди решения, полностью исключающие печать. Такие решения уже взяты на вооружение ведущими российскими маркетплейсами, такими как Goods, Ozon и «Беру». Их покупатели получают чеки в электронном виде по e-mail и в личном кабинете.
Очевидно, подобные решения придут и в офлайн-торговлю, в первую очередь благодаря развитию нативных мобильных приложений ритейлеров. Многие из них уже сейчас размещают чеки в личных кабинетах пользователей таких приложений. А вот с доставкой чеков по e-mail дела обстоят сложнее. Пилот американского ритейлера Home Depot показал, что процесс до конца не отработан и люди неохотно идут на это. Ведь им приходится стоять в очереди для передачи своего электронного адреса компании. Это оказывается еще дольше, чем стоять на кассе в ожидании печатающегося чека.
Возможно X5 Retail Group, чьи технологии на 70% разрабатываются собственными айтишниками, сможет обойти американцев? Тогда Россия станет местом еще одной революции — революции кассового обслуживания.