Техническим лидерам хорошо знакомы некоторые стереотипы, которые окружают людей, работающих в сфере технологий. Считается, что это преимущественно интроверты, которым комфортно работать в изоляции, и, соответственно, от этого страдают их навыки межличностного общения. Глава департамента по продуктам и инновациям поставщика решений для управления развитием и обучением персонала Insights Маркус Уайли рассказывает на портале Information Age о том, какие мягкие навыки стоит усовершенствовать ИТ-сотрудникам.
Технологическая индустрия подошла к поворотной точке, когда успех компании будет измеряться не только ее стремлением к развитию и внедрению инноваций, но и способностью создать благоприятную атмосферу для налаживания человеческих связей и успешного управления людьми. Прогнозируется, что отрасль технологий и телекоммуникаций с долей 21,2% в общем объеме инвестиций будет наиболее активно инвестировать в «человеческие навыки». Этот период активности продлится вплоть до 2027 г. Лидеры в области «умных» технологий признают, что в предстоящем десятилетии потребуются люди с высокоразвитыми навыками межличностных коммуникаций.
Значение этих навыков будет расти вместе с коммерческой стороной бизнеса, они помогут компаниям опередить конкурентов и более эффективно работать с клиентами и заказчиками. Уже сейчас дальновидные организации вкладывают средства и усилия, чтобы взрастить ИТ-специалистов, которые знают свои сильные и слабые стороны, умеют быстро строить прочные отношения, а также приспособлены к постоянным изменениям.
Пять мягких навыков, которые потребуются ИТ-специалисту
Независимо от того, является ли компания чисто технологической или же в ее штате присутствует одна или несколько ИТ-команд, руководителям имеет смысл сосредоточится на обучении персонала в следующих ключевых областях.
Самоанализ. Люди, которые дают оценку своим действиям, обладают способностью анализировать свои действия и отвечать за их последствия, — это уверенные в себе люди. Они быстрее принимают решения, эти решения более взвешенные, они прорабатывают детали своего стиля работы, чтобы стать более продуктивными. Склонные к самоанализу люди разбираются не только в себе, но и поступках и мотивации других людей, поэтому первыми идут на установление доверительных отношений, умеют погашать конфликтные ситуации, которые возникают в коллективах, в которых приходится уживаться интровертам и экстравертам.
Коммуникация. Чтобы с пониманием выслушивать сторонние мнения и объяснять идеи, успешным профессионалам в области технологий потребуются навыки общения с людьми на всех уровнях организации, от конечных пользователей до директоров компаний и клиентов. Гибкость понадобится для влияния на окружающих, чтобы лучше донести ключевые идеи. Такие специалисты обладают пониманием, как влиять на коллег и руководителей, чтобы развивать более ценные отношения с клиентами.
Решение проблем. Климат постоянных изменений требует усовершенствования существующих процедур для создания более совершенного продукта и удовлетворения потребностей постоянно меняющихся рынков. Чтобы приспособиться к этому, технологическим командам нужно проявлять творческий подход и уметь изобретать оригинальные способы решения задач под влиянием момента. Говоря по правде, вводом данных любит заниматься не так много людей, большинству нравится творчески подходить к решению старых проблем или уделять время для общения с клиентами.
Командная работа. Идея «сообщества как уклада жизни» заложена в человеческой ДНК и является частью врожденной человеческой натуры: иметь общие планы и цели, которые, в свою очередь, формируют дух коллектива. Вызывает беспокойство тот факт, что в новом году некоторые организации могут отдать предпочтение удаленной форме работы, при этом количество удаленных сотрудников в них может оказаться на уровне 75% всего штата. Одиночество не просто делает жизнь скучной — оно оказывает пагубное воздействие на людей, сообщества, психическое здоровье и даже экономику. Понимание сильных сторон, навыков, предпочтений, стилей работы, проблем и экспертных областей — это то, что делает команды и организацию сильнее, объединяет их и позволяет приспособиться к требованиям постоянно меняющегося рынка.
Адаптивность. Со временем требования фирм к техническим специалистам кардинально изменятся. Это связано с тем, что на рынки выйдут новые конкуренты, появятся принципиально новые, гибкие, предугадывающие пожелания клиентов и эффективные инновационные технологии. Помимо этого командам придется ощутить надвигающийся риск слияний или реструктуризации, что коренным образом изменит привычную схему работы. Смена тактики — это естественный ответ на изменение рыночной парадигмы, решение об этом принимается руководством компании и затем доводится подчиненным. Однако не все компании в равной степени готовы к таким изменениям.
Более приспособленными являются фирмы, команды которых обладают необходимой подвижностью, гибкостью и устойчивостью к переменам. Другими словами, в первую очередь изменения задевают людей, а не организации, последние зависят от адаптируемости людей.
Пришло время инвестировать в людей
Стоит позабыть о технических стереотипах — это уже вчерашний день. День сегодняшний — это новый бизнес-цикл, длительность которого может составить пять-десять лет, и это самое подходящее время, чтобы инвестировать в мягкие навыки, так необходимые ИТ-специалистам. Если у организации есть амбициозные планы роста, единственным способом их достижения будет стремление к развитию людей, чья работа сделает возможным их реализацию.