В 2020 г. следует ожидать, что тенденции развития технологии приведут к созданию решений, улучшающих взаимодействие бизнеса и общества, пишет на портале InformationWeek Стэн Ликуин, вице-президент и главный менеджер по цифровым инновациям компании Insight Enterprises, всемирного провайдера решений Insight Intelligent Technology для любых организаций.

Каждый год в связи с появлением новых идей технология, которая когда-то была самой передовой, становится устаревшей. В 2019 г. произошли крупные события в мире высоких технологий. Бросим взгляд на новые инструменты, которые повлияют на результаты бизнеса, на некоторые крупные идеи, остающиеся пока разрозненными, и на перспективы развития отрасли в 2020 г.

Технологии, без которых мы уже не можем жить

Искусственный интеллект

Всего несколько лет назад невозможно было представить себе степень проникновения ИИ в нашу жизнь. Сегодня ИИ прочно укоренился в обществе и в бизнесе, начиная с полезных голосовых помощников, живущих в наших смартфонах, и заканчивая технологией, позволяющей с потрясающей точностью прогнозировать сроки пребывания пациентов в больницах. При проведении нашего исследования «2019 Insight Intelligent Technology Index» 44% лиц, принимающих решения в области ИТ, заявили, что ИИ и машинное обучение окажут самое большое влияние на будущее ИТ.

В 2019 г. были достигнуты большие успехи в совершенствовании ИИ. Одним из примеров служат научные учреждения, в которых созданные в научных целях системы и системы с открытым кодом показывают, как строят свои модели специалисты по данным. Появились когнитивные сервисы, которые понимают, как отбирать фрагменты данных из потоков текстов и видео, чтобы выявлять шаблоны. Перед ними открывается широкий спектр потенциальных применений.

Например, больницы могут использовать ИИ и предсказательные технологии, которые влияют на повседневную жизнь пациентов и улучшают результаты лечения. Цифровые инструменты, адаптированные к потребностям конкретных пациентов, могут сокращать время реабилитации и лечения хронических заболеваний. С помощью этих инструментов больницы способны прогнозировать численность пациентов с различными кодами диагностики на две недели вперед с точностью 98%, что позволяет устранять недогрузки и перегрузки, а также оплату сверхурочных.

С помощью ИИ отрасль разработала мощные предсказательные модели клинических данных, которые можно использовать многократно. Такие модели позволяют больницам проактивно готовиться к приему пациентов с повышенным риском повторной госпитализации и составлять персональные планы лечения. Это поможет сократить перерывы при необходимости непрерывного лечения в нескольких больницах.

Сейчас возможности ИИ по повышению эффективности, производительности труда и привлечению клиентов независимо от вида бизнеса более реальны, чем когда-либо. Однако сохраняется разрыв в овладении ИИ. При наличии мощных инструментов в отрасли недостаточно экспертов, умеющих их использовать. Компании работают с моделями ИИ, но не обязательно располагают средствами для поддержки своих систем. Сложная технология требует глубоких знаний для отладки и решения проблем. Но в ближайшие годы, когда дефицит специалистов сократится, в области ИИ вновь может произойти взрывной рост.

Обслуживание сотрудников как клиентов

В компании приходит новое поколение пользователей, уже в раннем возрасте овладевших цифровыми технологиями. Это меняет способы обмена информацией между работниками. Молодые люди привычны к цифровому сотрудничеству в социальных сетях на таких платформах, как Facebook, Instagram и Snapchat. Они ожидают, что организовать сотрудничество будет столь же просто, что оно будет столь же эффективным и доставит такое же удовольствие, как на этих платформах. Это способствует распространению цифрового сотрудничества на низовом уровне.

В 2019 г. произошел взрывной рост дружественных для пользователя, интуитивно понятных интерфейсов наподобие Slack. Видимо, эта тенденция сохранится в будущем году. Благодаря использованию Teams (самое быстро растущее приложение за всю историю Microsoft), Google Drive и других коммуникационных платформ совместная работа перешла в цифровую форму и стала проще, чем когда-либо.

Не только инструменты обмена информацией приобрели свойства потребительских товаров. Меняется и способ получения сотрудниками технологии. Поддержание устройств конечных пользователей в актуальном состоянии является залогом производительности их труда и сводит к минимуму потенциальные угрозы безопасности. Оно также упрощает процесс интеграции при появлении новых технологий, что ускоряет инновации. Компании и их сотрудники все чаще ожидают, что их устройства будут готовы к работе сразу после извлечения из упаковки и что обновления не доставят хлопот.

Упрощенное развертывание устройств, эффективный обмен информацией и квалифицированное обслуживание в сочетании с новыми инструментами улучшают условия труда. В 2020 г. консьюмеризация ИТ также должна стать подходом де-факто к развертыванию устройств и снять часть нагрузки с ИТ-специалистов.

Растущие заботы

AR/VR

Если посмотреть на прогнозы на 2019 г., то многие считали, что следующим прорывом станет дополненная/виртуальная реальность (AR/VR).

Хотя совершенствование технологии, безусловно, расширило доступ к AR/VR, эти инструменты еще очень далеки от повсеместного использования. Существует разрыв между энтузиазмом по поводу AR/VR и фактической демократизацией ИТ, который, возможно, будет преодолен, когда соответствующее оборудование окажется более доступным и превратится в массовое. Более четко очерченный рынок для таких устройств ускорит имплементацию технических стандартов для проектирования и разработки приложений, повысит их совместимость и качество, расширит сферу применения.

Хотя данная технология еще не реализовала весь свой потенциал, она остается одной из тех, за которыми компаниям необходимо следить, продолжая инновации и сокращая разрыв между восторгами по поводу этой технологии, с одной стороны, ее доступностью и сценариями применения, с другой.

5G

В 2019 г. было много разговоров о 5G. Провайдеры сотовой связи и интернет-доступа утверждали, что новый стандарт революционизирует потребление данных людьми и компаниями. Хотя 5G, безусловно, обладает потенциалом, позволяющим изменить всю отрасль и особенно все, что происходит в области периферийных вычислений, он еще не стал реальностью. Сначала необходимо обновить инфраструктуру, в первую очередь в сельской местности.

Но когда стандарт станет широко доступен, постоянная подключенность и возможность молниеносно решать более сложные задачи принципиально изменят архитектуру решений провайдеров. Широкая полоса пропускания значительно уменьшит задержку при передаче огромных массивов данных в облака, позволит использовать IoT, ИИ и дополненную реальность, а также мобильные приложения, повышающие вовлеченность клиентов.

Что год грядущий нам готовит

Решения low/no-code

С появлением облачных решений и решений облачного типа производители ПО продвигают готовые продукты на главные роли в бизнесе, туда, где принимаются решения. Провайдеры могут администрировать гибкие решения для устранения проблем почти так же быстро, как бизнес сталкивается с трудностями, не требуя или почти не требуя усилий со стороны ИТ-подразделений. Совершенствование облаков и модели SaaS помогает конечным пользователям с минимальными усилиями поддерживать эти инструменты в актуальном состоянии, повышая эффективность труда за счет упрощенного управления устройствами.

Быстрые решения проблем вроде Slack с минимальным программированием (low-code) или без программирования (no-code) представляют собой простые в использовании, интуитивно понятные платформы. В 2020 г. цифровые помощники, вероятно, будут шире использоваться в работе. Боты, подобно календарным менеджерам, будут трудиться наряду с людьми, помогая им упрощать потоки работ и управлять временем.

Интеллектуальная периферия

В 2019 г. инновации заложили фундамент для создания в 2020 г. интеллектуальной периферии. Производители продвигают инновации в области усовершенствованных периферийных устройств, а облачные провайдеры предлагают решения типа Kubernetes, позволяющие решать задачи с помощью периферийных вычислений. Технология строится сама по себе благодаря переносу на периферию усовершенствований ИИ и облаков. Решения, которые несколько лет назад сводились бы к установке примитивных датчиков, теперь используют алгоритмы и пересылают данные в облака для обработки.

Значительная доля вычислений происходит на периферии, где осуществляется сбор данных. Благодаря таким решениям оборудование работает быстрее и лучше. Но это означает также, что в точках сбора информации появляются маленькие ЦОДы, в которые в значительной мере переносятся задачи, решавшиеся в крупных ЦОДах. Хотя последние сохранят свое значение. Представьте себе 20 тыс. «умных» нефтяных скважин, собирающих и обрабатывающих мини-наборы данных, и необходимое для этого оборудование, начиная с видеокамер и датчиков и заканчивая периферийными серверами и шлюзами. Интеллектуальная периферия изменит форм-факторы вычислений, хранения, безопасности и т. д.

Инструменты интеллектуальной периферии полезны в самых разных отраслях, от ресторанов до железных дорог. Например, IoT позволяет создавать автоматических путевых обходчиков, которые в реальном времени сообщают о необходимости ремонта и собирают надежные данные для непрерывного совершенствования процесса. Сокращается время реагирования на инциденты безопасности, снижается стоимость инспектирования путей, высвобождаются ресурсы для решения актуальных проблем и создания новых инновационных устройств.

Возобновление внимания к защите данных и идентификационному доступу

В 2019 г., как и прежде, компании и даже целые города оказывались в заложниках у вымогателей.

Обычно в компаниях имеются данные двух типов: важные для бизнес-операций и регулируемые такими стандартами, как GDPR. Защита данных, относящихся к обоим типам, которые многие называют «драгоценностями короны», стала весьма надежной. В случае атаки с целью вымогательства компании, скорее всего, будут иметь наготове средства, обеспечивающие доступность этих данных. А вот с другими данными возникают проблемы.

Организациям следует защищать конфиденциальность, целостность и доступность своих данных. В 2020 г. можно ожидать возобновления внимания к этим вопросам.

Решения, которые имеются сегодня, и те, которые появятся в 2020 г., были бы невозможны без осуществленных за последние годы усовершенствований облаков, ИИ и автоматизации.

В 2020 г. совместное действие перечисленных тенденций приведет к появлению решений, благодаря которым улучшится взаимодействие бизнеса и общества.