Всемирный экономический форум и Accenture представили новое исследование, в котором выявлены 5 составляющих новой модели ответственного лидерства в эпоху «капитализма для всех заинтересованных сторон» (stakeholder capitalism). По мнению экспертов, именно такая модель позволит лидерам организаций достигать сильных результатов в сочетании с положительным влиянием на общество.
По мнению авторов отчета, решение проблем наступающего десятилетия по ускорению экономического роста и соблюдению интересов общества потребует от лидеров новых качеств:
- вовлечение всех заинтересованных сторон. Сохраняя доверие и учитывая интересы всех заинтересованных сторон при принятии решений, лидерам следует формировать среду, в которой каждый имеет право голоса и чувствует свою причастность;
- эмоции и интуиция. Выражая человеческие чувства, такие как сострадание или открытость, лидер сможет эффективнее вдохновлять людей на творчество и повышать их вовлеченность;
- миссия и ценности. Общее видение устойчивого развития организации и всех заинтересованных сторон поможет эффективнее работать над достижением общих целей;
- технологии и инновации. Лидерам предстоит создать новые организационные и общественные ценности, ответственно подходя к использованию инноваций и новых технологий;
- интеллект и проницательность. Выбирая новые траектории для достижения успеха, важно использовать непрерывное образование и обмен опытом.
«Климатический кризис, растущее неравенство и экономическая нестабильность угрожают человеческому благополучию как никогда раньше, — подчеркнул Адриан Монк, управляющий директор Всемирного экономического форума. — Сегодня необходим иной подход к бизнесу, при котором разные компании будут совместно работать над улучшением окружающего мира. Хорошая новость в том, что новое поколение нацелено на развитие новых лидерских качеств, необходимых для этого».
Исследование Seeking New Leadership основано на опросе более чем 20 тысяч человек, среди которых участники сообществ Всемирного экономического форума, топ-менеджеры компаний, сотрудники, потребители; а также на эконометрическом анализе показателей деятельности компаний.
Результаты исследования говорят о том, что до сих пор многие руководители не соответствуют ожиданиям заинтересованных сторон (stakeholders), которые хотят видеть более человечных и имеющих четкое представление о миссии компании лидеров. Онлайн-опрос более 500 молодых людей поколений Y и Z показывает, что новое поколение ждет от топ-менеджеров сбалансированного принятия решений, нацеленных не только на экономическую выгоду компаний.
Взамен на «право бизнеса на процветание», от компаний будут ожидать решения экологических, социальных и экономических проблем. Так, например, 6 из 10 (61%) опрошенных заявили, что нужно использовать лишь те бизнес-модели, которые помимо роста прибыли положительно повлияют на общество. Подавляющее большинство опрошенных бизнес-лидеров (79%) и заинтересованных сторон (73%) отметили, что положительное влияние новых технологий потребует от бизнеса пересмотра своей роли в обществе.
В то же время в исследовании отмечается, что прибыль и ответственное руководство не исключают, а дополняют друг друга. Изучив финансовые показатели более 2500 компаний и их действия, связанные с устойчивым развитием, Accenture выяснила, что компании с высоким уровнем инноваций и социальной ответственности превосходят в финансовом отношении своих коллег по отрасли. У них в среднем на 3,1% выше операционная прибыль, а также более высокая доходность для акционеров.
Исследование Accenture показывает, что только бизнес-модели, учитывающие интересы всех заинтересованных сторон (stakeholders), смогут раскрыть весь потенциал инноваций для повышения организационной эффективности и стимулировать прогресс общества.
«Организации имеют не только возможность, но и обязанность стимулировать организационное развитие в сочетании с положительными социальными и экологическими результатами. Этот процесс начинается с осознания того, что это значит — управлять бизнесом ответственно, — отметила Эллин Шук, директор по HR и лидерству Accenture. — Новое поколение старается создавать ценность, ориентируясь на ценности — чувство миссии, способность вовлечь окружающих и сочувствие становятся их второй натурой. Благодаря нашему сотрудничеству с сообществами Young Global Leaders и Global Shapers, мы рады выявить и стимулировать эти новые лидерские качества у людей и команд, которые будут формировать будущее мира».