По мере развития высоких технологий программирование все активнее вторгается в различные сферы жизнедеятельности человека. А это возлагает на разработчиков ПО дополнительную моральную ответственность за корректную работу машин и оборудования с их программным обеспечением.
Частным примером этого являются беспилотные автомобили. Еще не успев войти в массовое производство, они уже отметились рядом аварий, в том числе и с человеческими жертвами. Ответственность за них не может нести традиционный водитель. Ведь его попросту нет в таких авто. Получается, вина ложится на разработчика программного обеспечения. Однако готов ли он к этому? Скорее всего, нет. Да никто и не пытался адаптировать программиста к новым реалиям его профессиональной деятельности.
В складывающейся ситуации необходимо разработать действенные механизмы юридической защиты и психологической помощи сотрудникам ИТ-индустрии, чья профессиональная деятельность вынуждает брать на себя ответственность за происходящее в сферах, далеких от хай-тека.
Пока же все сводится лишь к контролю и поддержке самих технологических новинок. И делать это планируется за счет все тех же людей. В частности для оптимизации использования беспилотных автомобилей «необходимо выработать эффективные инструменты контроля за работой беспилотников, и в этом деле помогут телематические решения, применяемые в том числе в корпоративных автопарках», — считает руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. Он же призывает не лишать беспилотники контроля людей. Обеспечить это смогут «специализированные ситуационные центры, которые позволяют удаленно реагировать на различные нештатные ситуации». Находящиеся в них диспетчеры смогут «затормозить автомобиль или снизить скорость передвижения».