J’son & Partners Consulting подготовила отчет «Исследование рынка высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС, БПТС)». Под высокоавтоматизированным транспортным средством понимаеся транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой вождения, которая действует в пределах конкретной среды штатной эксплуатации применительно к некоторым или всем поездкам без необходимости вмешательства человека в качестве запасного варианта обеспечения безопасности дорожного движения (Highly Automated Vehicle).
Автоматизированные системы вождения классифицируются в соответсвии с уровнями автоматизации, представляющими собой оценку способности автоматизированной системы самостоятельно справляться с задачами динамического управления в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Технологии автоматизации вождения активно развиваются, практически все новые легковые автомобили на потребительском рынке уже снабжены системами автоматизации
Полностью автоматизированные ТС уровней
До массового потребителя технологии высоких уровней автоматизации дойдут не ранее 2030 года. Основная проблема этого связана со слабой готовностью систем автоматизированного вождения к работе в реальных условиях городской среды, где всегда присутствует фактор неожиданности, который невозможно запрограммировать заранее. По статистике компаний-разработчиков ВАТС именно на последний 1% неучтенных рисков и приходится большинство ошибок и сбоев систем ВАТС, которые приводят в результате к ДТП с их участием.
Факторы дифференциации технологий ВАТС:
- степень произведенной модификации систем автоматизированного вождения — функции автоматизации представлены в серийной модели ТС, или автоматизации может добавлена пользователем с помощью внешней подключаемой приставки к серийной модели, или речь идет о специально построенном ВАТС, в котором система автоматизации неотделима от транспортной платформы;
- тип «человеко-машинного интерфейса» ВАТС — присутствует ли в салоне механическое управление или управление осуществляется с кнопочного пульта управления или только дистанционно командами оператора;
- по типу автоматизации и системы навигации — управляется ли ВАТС человеком дистанционно, либо принимает решения о движении и выборе маршрута автоматизировано средствами ПО и обработкой данных, полученных с разнообразных сенсоров;
- тип и характеристики используемых сенсоров. На рынке представлено множество конфигураций ВАТС от разных производителей и все они отличаются набором сенсоров и возможностями автоматизированного вождения. Общее сложившееся правило — чем больше различных сенсоров используется в ВАТС, тем лучше ТС ориентируется в окружающей среде в разных условиях, но тем дороже и сложнее становиться вся система и тем выше риск появления ошибок и сбоев как в электронной, так и в программной части, которые однажды могут привести к фатальным ДТП.
Система управления ВАТС включает основные элементы: транспортную платформу (шасси), система передачи электронных команд сенсоров в механические, систему различных внешних и внутренних сенсоров, бортовую вычислительную систему (компьютер), ПО, которое производит синтез получаемых данных и их перевод в управляющие команды движения.
За счёт использования специального оборудования и технологий таких как видеокамеры, радары, лидары, GPS, одометры, компьютерного зрения и машинного обучения ВАТС способны воспринимать окружающую среду. Обязательным условием реализации функции автоматизации вождения является присутствие в ТС интерфейса передачи цифровых команд в механические (drive-by-wire, шина CAN), чтобы процессор бортового компьютера мог управлять рулением, газом и тормозом.
В индустрии создания автоматизированных систем не установлено общих стандартов и требований к устройству ВАТС. Это процесс технического поиска оптимального решения. В зависимости от подхода, которое выбирает каждая компания разработчик, набор устанавливаемого на ВАТС оборудования и систем, их функциональность, характеристики и характер использования могут отличаться.
Эксперты J’son & Partners Consulting провели глубокий анализ существующего модельного ряда ВАТС в мире и технологий автоматизации вождения, составив комплексную классификацию ВАТС, позволяющую оценить ТС по количественным и качественным параметрам.
Происходит непрерывный и последовательный процесс интеграции систем высокоавтоматизированного транспорта в сферу перевозок и повседневную жизнь общества.
Внедрение ТС с автоматизированными системами вождения
Массовое использование пассажирских ВАТС начнется с отдельных выделенных участков трасс, полос движения и территорий (кампусы университетов, предприятия). На первых этапах внедрения, целью будет продемонстрировать всем участникам движения, что на данном участке дороги началось использование ВАТС. Основными эксплуатантами ВАТС будут муниципалитеты и корпоративные заказчики (предприятия, транспортно-логистические компании, операторы парков такси). Широкомасштабный запуск ВАТС, когда легковой ВАТС станет обыденностью, произойдет не ранее
Согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года» в перспективе до 2035 года предполагается наращивание существенной доли автомобилей с технологией ограниченной автономности (уровень 3), в то время как говорить о значительных перспективах полной автономности (уровень 4 и 5) пока преждевременно.
Развитие российского рынка ТС с автоматизированными системами вождения
Эксперты J’son & Partners Consulting оценивают текущий уровень готовности технологий ВАТС к запуску на территории РФ как «средний», что связано не только с неразвитостью новых технологий автоматизации вождения, но и с неготовностью нормативной базы отрасли к широкому внедрению ВАТС. J’son & Partners Consulting разработаны рекомендации по внедрению ВАТС в производственных процессах с учетом требований регулятора отрасли.