Технологии настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что в стороне от изменений не остаётся ни одна сфера. Ниже мы расскажем о том, как EdTech меняет образование.
В будущем все актуальные тренды на персонализацию, шеринг и edutainment смогут воплотиться в жизнь в аудитории — будь то виртуальной или реальной. Например, в США уже учат использовать пиринговые платформы как часть учебного плана, а в Финляндии создают платформы для иммерсивного обучения, которые повышают вовлеченность и помогают запомнить материал на долгое время, привязывая знания к эмоциям.
В России образовательные организации тоже отходят в сторону от традиционного формата, все чаще обращаясь к дистанционным сервисам, адаптивным системам и комплексным решениям для обучения практическим навыкам. Основная причина расцвета онлайн-образования в нашей стране заключается в том, что растет спрос на квалифицированные кадры, необходимые для развития цифровой экономики. Стандартизированное образование не отвечает вызовам, возникающим при подготовке таких профессионалов, поэтому в дополнение к нему появляются технологические решения.
На глобальном уровне объем венчурных инвестиций в образовательную сферу вырос более чем в четыре раза, а в России EdTech попал в ТОП-3 инвестиционно привлекательных направлений, обогнав FinTech — согласно результатам «Венчурного барометра». Об интересных инсайтах и бизнес-моделях рассказываем далее.
Masterclass
Платформа Masterclass — отличный пример зарубежного опыта запуска онлайн-курсов. Здесь культовые личности делятся своими профессиональными навыками. Например, у Мартина Скорсезе есть курс по режиссуре, у Анны Винтур — по лидерству, а у Серены Уильямс — по игре в теннис. Идея заключается в том, чтобы сделать обучение у признанных экспертов доступным каждому. Это созвучно насущному вопросу о повышении открытости образования.
С самого начала Masterclass использовал бизнес-модель, отличную от конкурентов. Большую часть вложений инвесторов компания расходует на привлечение громких имен и монетизируется за счет качества, а не количества контента.
Masterclass запустилась в 2015 году и покорила престижные венчурные фонды — IVP, Bloomberg Beta, Atomico и др. По данным Crunchbase, инвесторы доверили компании 136,4 млн. долл. Это говорит о востребованности стартапов, которые умеют продюсировать качественный учебный материал.
Ruangguru
Плодотворным завершением года может похвастаться индонезийский Ruangguru — платформа для самостоятельного обучения и занятий с репетитором. В декабре 2019 года она получила от инвесторов 150 млн. долл.
Благодаря онлайн-формату платформа облегчает поиск репетитора и позволяет экономить время на поездках к нему. Невысокая стоимость делает сервис доступным для массового использования.
За шесть лет существования Ruangguru объединила 15 000 студентов и 300 000 преподавателей. Одна из полезных функций — персонализированные рекомендации по учебному плану, учитывающие слабые места каждого студента.
У подобных проектов хороший стратегический потенциал. Можно развиваться в направлении работы с детьми с особенностями развития — а это перспективная ниша в EdTech. Например, преподаватели Thinkster Math (проект с похожим функционалом) уже обучают в том числе и учеников с аутизмом, для которых важен индивидуальный подход и персональная коммуникация — методики, удобно реализуемые через онлайн-платформу.
iSpring
В корпоративном сегменте в России одна из самых успешных платформ для дистанционного обучения персонала — это iSpring. Компания появилась в 2001 году и принадлежит к немногочисленным старожилам рынка. За 2018 год она заработала 627 млн. руб. и стала третьей по прибыли среди лидеров сегмента.
Основатель Юрий Усков объясняет успех тем, что команде удалось правильно понять потребности клиента и продуктовый контекст. Онлайн-обучение оказалось незаменимой услугой для фирм с масштабной географией, которые были вынуждены тратить много времени и денег на обучение сотрудников, работающих в разных местах.
Стратегическим шагом вперед, к сотрудничеству с крупным бизнесом, для iSpring стал контракт с Gett. На текущем этапе развития сервис рассчитан на потребности малого и среднего бизнеса.
Почему онлайн-образование — привлекательная сфера для инвесторов
Рынок онлайн-образования динамично развивается. В 2016 году его объем составлял 20,7 млрд. руб., а в
Государство также открыто к сотрудничеству с частными образовательными компаниями и создает комфортные условия для диалога. Минпросвещения планирует запуск образовательного маркетплейса, который облегчит дистрибуцию контента; Минэкономразвития и РВК основали венчурный фонд исключительно для поддержки образовательных стартапов.
Для корпораций и корпоративных фондов венчурное инвестирование не менее важно, так как им нужно держать руку на пульсе возможностей новых рынков. Активно финансируют технологическую сферу АФК «Система», QIWI, Ростех и S7. Mail.ru Group имеет доли в Geekbrains, Skillbox и «Алгоритмике» — платформе для обучения детей программированию.
По секрету: куда направлен вектор развития онлайн-образования
Повышение компьютерной грамотности и проникновение интернета позволит повсеместно использовать не только онлайн-платформы, но и высокотехнологичные решения.
EdTech — динамично развивающийся сегмент с довольно большой конкуренцией. Однако все еще осталось несколько направлений, в которым есть место молодым компаниям. В области технологических решений для обучения детей с особенностями развития предложение пока не удовлетворяет спрос — это перспективная ниша, на которую стоит обратить внимание.
Также востребованными могут стать сервисы, которые предложат квалифицированное обучение для работников, занятых прикладным трудом: водителей, парикмахеров и т. д.