Прошлый год стал примечателен ростом числа приложений, которые отодвигают корпоративные ИТ-системы буквально на границы — иначе говоря, на периферию — сети, начиная от управляемых искусственным интеллектом автономных автомобилей и заканчивая обширными сетями датчиков, использующих 5G для контроля и реагирования практически в реальном времени. Интернет вещей (IoT), туманные вычисления (Fog сomputing), периферийные вычисления (Edge сomputing) — цель всех этих инициатив состоит в том, чтобы физически приблизить ИТ-ресурсы, такие как процессорные мощности и хранилища данных, к конечным пользователям или источникам данных, улучшив тем самым возможности по масштабированию, скорость реакции и опыт использования соответствующих сервисов.
Сегодня периферию сети (Edge) можно рассматриваться как новую зону охвата дата-центров в дополнение к «голому железу», виртуальным средам, частным и публичным облакам. В определенном смысле Edge сomputing суммирует четыре перечисленные выше среды и комбинируют их элементы для того, чтобы создавать ИТ-инфраструктуры, отвечающие тем потребностям заказчиков, которые невозможно реализовать в рамках традиционной ИТ-модели. От этих четырех сред Edge сomputing отличается двумя факторами:
- Edge сomputing не может существовать без гибридного облака;
- основа Edge сomputing в обязательном порядке должна быть открытой, иначе всё закончится неудачей.
Не слишком ли смелые утверждения? Безусловно, смелые, но, на наш взгляд, абсолютно верные. Чтобы стать реальностью корпоративных ИТ-систем, для Edge сomputing жизненно важно строиться на базе гибридного облака и открытого кода.
Гибридное облако для периферийных вычислений — вопрос жизни или смерти
Edge computing переворачивает концепцию облачных вычислений с ног на голову. «Традиционное» облако ставит своей целью централизовать всё на базе единой инфраструктуры, которая гибко масштабируется вверх (scale up), следуя за потребностями бизнеса. Edge же фокусируется на том, чтобы масштабироваться (scale out) в географическом плане.
Компактные серверы, размещаемые на вышках сотовой связи, или подключенные к сети датчики для мониторинга крупных энергосетей, или системы промышленной автоматизации нового поколения, прогнозирующие поломки оборудования — какую бы задачу ни решали периферийные вычисления, суть везде аналогичная: ускорить отклик для оперативности сервисов, вне зависимости от их назначения. Например, чтобы повысить скорость и качество пользовательского опыта, eBay внедряет Edge computing путем децентрализации своих дата-центров, перемещая данные и онлайн-сервисы ближе к пользователям.
В силу своей разнородности Edge computing остро нуждается в высокой слаженности и согласованности. Edge-система может включать сотни тысяч крошечных датчиков, подключенных к логическому уровню, где выполняется агрегирование данных, чтобы обеспечить обратную связь в реальном времени с объектами, которые мониторятся этими датчиками. В такой системе невозможно управлять каждым геокластером датчиков, если они не встроены в состав общей схемы управления с помощью средств автоматизации, управления и оркестрации.
Гибридное облако предлагает искомую слаженность и согласованность. На всем пути прохождения данных и управляющих сигналов — от устройств на самом краю сети до центрального дата-центра и обратно — гибридное облако увязывает в стройную единую систему то, что без него превратило бы технологическую экосистему в сумасшедший дом. В результате все это огромное разнообразие компонентов обретает общую основу, будь то Linux, Kubernetes или Ansible, позволяя ИТ-специалистам управлять десятками тысяч сетевых устройств с той же легкостью и эффективностью, к которой они привыкли при работе с централизованными ИТ-инфраструктурами.
Открытый код остается открытым как в дата-центрах, так и на краю сети
Инновации могут быть запросто парализованы фрагментацией или, хуже того, появлением их проприетарных разновидностей или продуктов Open Core (модель, когда на основе одного и того же исходного кода делаются разные продукты — открытый/бесплатный и проприетарный/коммерческий, причем открытая версия может иметь ограниченный по сравнению с коммерческой функционал). Вспомним UNIX и вернемся на 25 лет назад, когда каждый производитель серверов предлагал свою собственную версию этой ОС, которая работала только на его «железе». Появление ОС Linux корпоративного класса разорвало этот порочный круг и стало началом эры стремительных инноваций, обеспечивших виртуализацию, облачные вычисления, контейнеры, Kubernetes, а теперь и Edge computing.
Строить периферийные вычисления на основе проприетарных технологий в варианте «Edge edition», а не на базе общеотраслевых открытых стандартов — означает позволить фрагментации вновь поднять голову. Именно поэтому Red Hat вместе с партнерами активно продвигает соответствующие открытые стандарты в рамках сообществ разработки и отраслевых рабочих групп, таких как LF Edge, Kubernetes Edge & IoT Working Group, the OpenStack Edge Working Group, Akraino Edge Stack, OPNFV и многих других.
Увы, отнюдь не каждое Edge-решение из представленных на рынке будет строиться на технологиях с открытым кодом. Использование открытого кода не может быть выборочным и происходить только тогда, когда это удобно или связано с модными новинками, например, периферийными вычислениями. В то же время дополнять открытое ядро Open Core проприетарным функционалом противоречит принципам открытого кода: код, открытый наполовину, — это закрытый код, вне зависимости от того, идет ли речь об операционных системах или об Edge computing.
Автор статьи — президент по продуктам и технологиям Red Hat.