Ассоциация ФинТех (АФТ) и компания CleverDATA, разработчик и оператор платформы обмена и монетизации аудиторных данных «Биржа данных» (1DMC, Data Monetization Cloud), представили обзор российского рынка аудиторных данных сегмента интернет-рекламы и маркетинга за 2019 год.

Отчет содержит рыночную статистику, основанную на данных с платформы 1DMC, обзор ключевых информационных поводов, относящихся к рынку данных, обзор изменений законодательства в РФ, а также за рубежом, в частности, в Европе, США и Бразилии. Помимо этого, в отчете приведены подробные определения ключевых терминов, что важно, поскольку рынок данных в России только зарождается и единой терминологии фактически нет, а некоторые понятия трактуются неоднозначно.

Согласно исследованию, в 2019 году общий поток обмена данными между поставщиками и потребителями вырос на 135%. Основными каналами монетизации аудиторных данных в России являются крупнейшие рекламные платформы компаний Google, Mail.ru Group (myTarget) и «Яндекс». В 2019 году лидером по доставленным данным была платформа myTarget (53,3%), второе место с заметным отставанием занял «Яндекс» (18,4%), третье — GetIntent (17,6%), которая обогнала Google (10,8%). По сравнению с 2018 годом, доля myTarget увеличилась почти в два раза, а доли платформ Yandex и Google значительно сократились. По доле доставки собственных данных (1st party data) для ретаргетинга лидируют GetIntent и «Яндекс».

Объем базы поставщиков данных в 2019 году увеличился на 67%, а количество потребителей данных — на 17%. При этом значительно выросла доля агентств как потребителей, они стали наращивать компетенции работы с данными и формировать отдельные команды. Активнее всего использовали и монетизировали аудиторные данные в маркетинге и рекламе телеком- и ритейл-компании.

Основные инфоповоды в 2019 году формировали крупные игроки, что является положительным моментом: ранее рынку не хватало участия компаний с большим аудиторным охватом, владеющих большим объемом данных. На рынок данных вышли компании индустрий, традиционно далеких от рекламы и маркетинга: телекомы, банки, операторы фискальных данных и др. Они активнее присматриваются к новым способам монетизации данных и их применения в коммуникации с клиентами.

В законодательстве РФ в 2019 году предпринимались точечные попытки урегулировать использование Big Data. Пока лучше всего удается регулировать оборот государственных данных. В условиях слабого регулирования участники рынка склоняются к саморегулированию, а неустановленные правила работы с данными в целом сдерживают развитие российского рынка больших данных.

Эксперты делают вывод, что российский рынок аудиторных данных пока остается в развивающемся состоянии, хотя ему уже больше пяти лет. Также они отмечают сильную кластеризацию игроков на рынке и незрелую конкуренцию, фактическое отсутствие международных игроков на российском рынке. Вместе с тем по итогам 2019 года можно отметить высокую динамику развития, активный рост поставщиков данных и появление новых игроков на рынке.

«Большие данные — ключевой ресурс цифровой экономики. Совместный доклад Clever Data и Ассоциации ФинТех об использовании аудиторных данных дает понимание главных трендов в области Big Data: отрасль очень быстро меняется, появляются новые игроки, возникают стратегические партнерства. Отчет богат статистикой и несомненно будет полезен участникам рынка. Большие данные — это технология глобального масштаба, при этом в каждой стране рынок и регулирование развиваются по-своему. Поэтому мы посчитали важным включить в отчет обзор изменений зарубежного законодательства за прошедший год. Уверен, что исследование внесет значительный вклад в обсуждение меняющегося ландшафта отрасли Big Data в России», — отметил руководитель аналитического отдела Ассоциации ФинТех Никита Ломов.