Переход от централизованной к распределенной модели изолированных локаций в условиях распространения коронавируса (Covid-19) продемонстрировал уровень готовности предприятий к функционированию в мире с высокой степенью разделения и цифровыми возможностями. Утеря физических связей между предприятиями и их заинтересованными сторонами потребует внедрения новых технологий для поддержания целостности операций и улучшения будущего опыта. Эксперты Salesforce, цифровой евангелист Вала Афшар и руководитель направления бизнес-инноваций и стратегии трансформации Генри Кинг, рассказывают о реакции бизнеса на Covid-19 (который, по крайней мере в США, перешел от упаднических настроений к решительным действиям), преподнесенным им уроках и долгосрочных последствиях (если таковые будут), которые он окажет на бизнес и общество в целом.
От централизованной модели к распределенной
Медицинские работники, политики и работодатели в один голос велели всем людям сделать одно — оставаться дома. Нам раз за разом повторяют: не путешествовать, не появляться в местах массового скопления, не обращаться в больницы без веских на то оснований (если нет ярко выраженных симптомов заболевания) и стараться не выходить из дома. Эти наставления идут вразрез с принципами самоорганизации ресурсов в зависимости от возникающих в них потребностей (принципы потока, flow principles), поскольку вынужденная неподвижность и изоляция скорее ассоциируются с принципами закрытости (silo principles), что характерно для заключенных, которые лишены права на свободное перемещение. Но все же пандемия — это нечто другое, чем вынужденная изоляция.
Ответом на «нормальные» кризисные ситуации является создание центров, которые в этих условиях передислоцируются в места, которые ранее занимали общественные центры и школьные спортивные залы. К ним относятся центры по оказанию помощи, консультационные центры, центры экстренного реагирования — локации, в которые в чрезвычайных ситуациях прибывают специалисты, стекаются ценные материальные ресурсы и поступают пострадавшие. Но в случае с коронавирусом происходит прямо противоположное — центры закрыты не только в США, но и по всему миру. Это же касается офисов, школ, стадионов, заведений для занятия спортом, театров, церквей, ресторанов и баров, что лишает людей возможности коллективного общения. Чтобы отдать приоритет изоляции, оставив за дверью дома централизацию с ее социальными институтами, нужно изменить способ мышления.
Этот кризис нивелирует значение центра, важность эксперта. Экспертом становится каждый гражданин, который сам несет ответственность за себя, свою семью, за безопасность своего дома и который вынужден играть по новым правилам в игру под названием «социальное дистанцирование». На самом деле это означает физическое отстранение от центров общественных коммуникаций, но при этом сохраняется возможность цифровых связей с родственниками, друзьями и сообществами, возможность обмена информацией через эти цифровые каналы и социальные сети по поводу того, что нужно делать дальше. В этот раз сила людей состоит в разделении, а не в объединении. Это становится новым flow principle.
Имеется несколько ключевых моментов, которые не позволяют людям быть достаточно подготовленными к сложившимся обстоятельствам. В частности, наблюдается нехватка экспресс-тестов, отсутствие противовирусных препаратов и, что не менее важно, отсутствие достоверной информации от общественных институтов, на которые раньше можно было положиться.
Децентрализация — пока что единственно возможный способ общества к сопротивлению. Разобщенному, ему приходится брать на себя новую ответственность, избегать центра, держать дистанцию и сидеть взаперти. Несмотря на это, мир начал полниться историями о том, как одни люди помогают другим. Важно понимать, что этот период самоизоляции ляжет тяжким бременем на бизнес, пожилых людей, неблагополучные семьи. Кризис будет сложно пережить физически, финансово, эмоционально и психологически. Не исключено, что он станет движущей силой для перерождения и укрепления связей в сообществах на всех уровнях.
Роль технологии в условиях пост-пандемии
Так какие же уроки преподнес человечеству коронавирус? С точки зрения тактики следует уяснить, что реакция на специфический вид кризиса может быть полной противоположностью общепринятых норм поведения, то есть демократичной, разделенной и «домашней». Принципы потока гораздо более гибкие, чем традиционные решения. Фактически, их можно задействовать для разработки целостных решений, которые могут пригодиться в случае возникновения новых кризисных ситуаций. Одним из таких может стать флот беспилотных автомобилей, которые в круглосуточном режиме развозили бы на дом товары, избавляя от необходимости стоять в очередях в продовольственных магазинах, где людям приходится вступать друг с другом в контакт.
Не исключено, что развитие новых технологий приведет к появлению автоматизированных решений для распределения экспресс-тестов и вакцинации — это обеспечит беспрецедентно высокий уровень автономности, а также позволит самостоятельно проводить диагностику и даже лечиться, обратившись за помощью к телемедицине и ИИ.
Человечестве уже в изобилии располагает цифровыми каналами, поэтому оно вправе рассчитывать, что ими в полной мере воспользуются государственные институты, чтобы предоставлять людям достоверную информацию и другие ресурсы. Это же касается и социальных сетей, которые требуются для обмена актуальной информацией в режиме реального времени и позволяют людям не чувствовать себя в одиночестве.
В долгосрочной перспективе коронавирус ускорит принятие концепции потока в бизнесе как наиболее жизнеспособной. Единственно эффективный ответ на кризис — распределенный, и многие из технологий, которые с наибольшей вероятностью могут подорвать доминирование современных моделей, — это как раз технологии, которые обеспечивают распределение (продуктов, информации).
Компании на протяжении многих лет выстраивали модель удаленной работы или задействовали распределенные команды, однако всем известно, что качество видеоконференций, обмена документами и других технологий совместной работы оставляло желать лучшего. Возможно, кризисная ситуация подвигнет предпринимателей обратить внимание на гораздо более привлекательную по сравнению со стационарной удаленную схему работы для большинства сотрудников, которая позволит сократить расходы на недвижимость, избавит от перенаселения центры городов, вынуждая бизнесменов связывать корпоративную идентичность не только со штаб-квартирой компании.
В будущем также кардинально изменится характер крупных конференций и встреч — они начнут превращаться в цифровые и виртуальные мероприятия с использованием цифровых и социальных каналов. Предприятиям нужно пересмотреть стратегию разработки и дистрибуции контента, поскольку со временем модель проведения конференций станет распределенной, а не централизованной. Это не означает, что компании больше не будут проводить их, просто модель скорее превратится в гибридную и в большей степени будет опираться на цифровые сети.
Пока что беспилотные транспортные средства находятся на ранних стадиях развития. Есть основания предполагать, что эта технология станет наиболее важной технологией своего времени, создавая непрерывную, мобильную, подключенную и распределенную систему не только для людей, но и всей физической экосистемы, которая будет его окружать на пути к дому или из него. Во многих отношениях автономные средства передвижения дают возможность заглянуть в будущее бизнеса — автономное предприятие. Оно будет представлять из себя комбинацию таких технологий, как машинное и глубокое обучение, компьютерное зрение, интеллектуальная робототехника, обработка естественного языка, датчики и носимые технологии, цифровые интеллектуальные помощники и пространственные вычисления с дополненной и виртуальной реальностью.
В комплексе это создаст высокоавтоматизированный и автономный набор возможностей, который будет задействоваться как на работе, так и в домашнем офисе. Бизнес-приложения будущего научатся предвосхищать, рекомендовать и полностью покрывать потребности индивидуальных лиц и организаций, чтобы те могли заниматься совместным созданием благ со скоростью, которая бы удовлетворяла их заинтересованные стороны. Автономное предприятие и экосистема — это ожидаемое будущее бизнеса, которое кое-где уже начинает материализоваться. Речь идет, к примеру, о платформах CRM на базе ИИ, которые являются единым источником достоверных данных и наиболее важным шагом на пути к тому, чтобы можно было создавать ценности с необходимой скоростью.
IoT и, в частности, появление распределенного аддитивного производства (3D-принтеры и другие интеллектуальные подключенные машины) могут еще больше усилить давление на модель централизованного, масштабируемого производства и дать небольшим сельским или удаленным общинам создавать и эксплуатировать те блага, которые им требуются. Возрождение сельских регионов диссонирует с непрекращающимся ростом городского населения во всем мире, но в то же время оно тесно связано с новыми технологиями.
Как уже говорилось, предприятиям нового поколения нужно будет создавать решения со скоростью, которая отвечает потребностям. Услуги станут персонализированными, быстрыми и интеллектуальными — это будет новая валюта цифровой экономики. Чтобы нащупать свое место в экономике опыта, предприятиям необходим доступ к единому источнику достоверных данных, а основной ценностью, руководящим принципом для них должно стать доверие.
Таким образом, коронавирус стал причиной радикальных изменений и катализатором для становления более распределенного, подключенного мира, но в то же время расширил границы персональных свобод.