Пандемия коронавируса, карантин и нестабильность на биржевых и валютных рынках — все эти факторы напрямую влияют на состояние среднего и малого бизнеса в России, точнее сказать — наносят по нему серьезный удар. В первую очередь потери несет сегмент туризма и индустрия услуг. Закрытие границ ведет к очевидному падению спроса на бронирование путешествий в турагентствах и остановке продаж пакетных туров. Наши travel-сервисы демонстрируют падение спроса на покупку авиа и ЖД билетов примерно в восемь раз ввиду официального запрета на командировки сотрудникам компаний.
Если проанализировать данные, которые проходят через наш сервис ЭДО, то картина еще более печальна — в сфере услуг и развлечений (салоны красоты, кинотеатры и т. д.) наблюдается полный штиль. Отсутствие документооборота с контрагентами говорит о том, что операционная деятельность этих компаний значительно замедлилась.
Сложное время переживает логистика. Кто-то из наших клиентов столкнулся с существенным падением загрузки складских и транспортных мощностей, а какие-то из участников, наоборот, испытывают их жесткую нехватку, так как вынуждены формировать дополнительные запасы на фоне ажиотажа и паники населения. В логистике малый и средний бизнес, который пострадал от падения заказов на своем основном направлении, начинает искать способы переориентировать свои мощности на те сегменты, которые сейчас экстренно растут. К сожалению, в сегменте HoReCa такая переориентация возможна только в части фокусировки на доставке еды.
Среди наших клиентов по EDI не только розница, но и ресторанный бизнес. В сегменте общепита наблюдается существенное падение. При этом рестораны, ориентированные на доставку, испытывают меньшее падение товарооборота, чем те, что преимущественно работают с торговым залом. Наши данные совпадают и с официальными оценками, говорящими о падении выручки за последнюю неделю от 20 до 50%.
Безусловно, и государственный сектор, и сами небольшие предприятия должны предпринимать комплексные меры по поддержанию своего финансового состояния. Не секрет, что Сбербанк разработал продуктовую линейку, помогающую организовать удаленные рабочие места и поддерживать привычный режим работы. КОРУС, как ИТ-компания, со своей стороны обеспечивает предпринимателей опциями электронного документооборота и сдачи электронной отчетности, пик которой, как раз, придется на период карантина (апрель — начало мая). При этом, сервис отчетности клиентам Сбербанка мы предоставляем бесплатно до конца апреля, при подключении стандартного пакета ЭДО. Оказывать помощь частному сектору при помощи эффективных ИТ-продуктов и сервисов в обстоятельствах сегодняшнего дня, на мой взгляд, очень и очень важно. Особенно учитывая, что две столицы — Москва и Петербург — с хорошо развитой ИТ-инфраструктурой и изобилием компаний отрасли, показывают высокий уровень готовности к переходу на онлайн-режим работы.
Что касается государства, для сохранения сегмента малого и среднего бизнеса можно предпринять как минимум несколько мер. Например, дать «арендные каникулы» на период низкой посещаемости и отсутствия выручки. Правительство дало отсрочку малому и среднему бизнесу, который арендует федеральное имущество, но большинство предпринимателей арендуют коммерческую недвижимость и вот здесь договориться сложнее. Важно отметить, что эффективен будет только комплекс мер, выборочные одиночные шаги не приведут к нужному результату. Масштабный кризис требует не менее масштабных действий.
Автор статьи — руководитель «КОРУС Консалтинг СНГ».