Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил данные опроса 2019 г. об интенсивности использования практик удаленной работы и онлайн-обучения в российских компаниях сектора интеллектуальных услуг. Его результаты показывают, что еще до ухудшения эпидемиологической ситуации компании сектора довольно активно внедряли дистанционные форматы взаимодействия в коллективе, коммуникаций с клиентами и обучения.
Опрос ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проведен в 2019 году в рамках Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России. В выборку вошли более 600 крупных, средних и малых компаний, работающих в сфере ИТ, права, бухгалтерского учета, аудита, управленческого консалтинга, архитектуры, инжиниринга, промышленного дизайна, рекламы, маркетинга и исследований рынка, ведущих деятельность в мегаполисах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах-миллионниках. Респондентам было предложено ответить на серию вопросов о распространенности дистанционных форматов взаимодействия работников, обучения, а также контактов с клиентами.
Результаты опроса показали, что российские компании сектора интеллектуальных услуг еще до ухудшения эпидемиологической ситуации довольно активно внедряли удаленные форматы работы. В целом по сектору их использовала половина организаций (49,5%). Наиболее распространены практики удаленной работы в сферах рекламы и маркетинга (61,2%) и информационных технологий (58,2%), наименее — в компаниях, специализирующихся на услугах в области архитектуры и инжиниринга (32%).
Отмечается также высокий уровень проникновения онлайн-форматов в бизнес-образование — они используются в 46,4% организаций сектора. В компаниях сферы управленческого консалтинга востребованы как внутрикорпоративное онлайн-обучение, так и финансирование прохождения сотрудниками массовых открытых онлайн-курсов (МООК), а ИТ-компании чаще отдают предпочтение обучению внутри фирмы. В остальных организациях обе формы онлайн-обучения распространены примерно в равной степени, но значительно реже используются одновременно.
Компании сектора интеллектуальных услуг активно применяют инструменты удаленного взаимодействия с клиентами. Помимо повсеместно используемой электронной почты (97,3%), большинство компаний контактируют с заказчиками с помощью мессенджеров (75,1%) и видеосвязи (69,4%). Кроме того, 41,2% компаний сектора обмениваются с клиентами документами через облачные хранилища и репозитории. Специализированные решения по управлению проектами и корпоративные мессенджеры внедрены в четвертой и шестой части организаций соответственно.
Таким образом, современные цифровые технологии, обеспечивающие эффективное удаленное взаимодействие и обмен информацией, нашли широкое применение в деятельности компаний сектора интеллектуальных услуг. Почти половина компаний сектора практикуют форматы удаленной работы и онлайн-обучения сотрудников. Очное взаимодействие с клиентами остается важным, но активно дополняется контактами через цифровые каналы — мессенджеры, видеоконференции, совместное использование облачных хранилищ.