Предприятия продолжают активно заниматься цифровой трансформацией своего бизнеса, однако периодически появляются сигналы, что далеко не везде она проходит гладко. Проблема кроется в том, что предприятия слишком зацикливаются на самой технологии и это мешает цифровизации, утверждает на портале Information Age директор по продуктам IFS Кристиан Педерсен.
Цифровая трансформации направлена на повышение эффективности, конкурентоспособности, увеличение доходов, что вынуждает предприятия менять методы работы. Независимо от того, сколько процессов, людей или сегментов бизнеса в нее вовлечено, замысел состоит в том, чтобы предпринятые шаги придали бизнесу устойчивости. Довольно часто они оборачиваются возрастающей сложностью, но чтобы обрести успех, предприятиям требуется ровно противоположное — сделать трансформацию как можно проще.
Трансформация как образ жизни
Сперва нужно заметить, что термин «трансформация бизнеса» может вводить в заблуждение. Трансформация — это процесс, который обладает определенной продолжительностью, то есть у него есть начало и конец, к примеру, как процесс выпечки, когда базовые ингредиенты после смешивания, выдержки и запекания превращаются в торт (конечная точка). Однако трансформация бизнеса не имеет определенной конечной точки, потому что ее «ингредиенты» — рыночные условия, нормативные требования, предпочтения потребителей — постоянно меняются. Учитывая это, бизнес должен постоянно реагировать на ситуацию, находить идеальные точки симбиоза.
В сфере технологий их принято называть «точками стратегического перегиба» (strategic inflection points) — события, которые радикально перекраивают бизнес-ландшафт. Если компания попадает в такую точку, но она к этому не готова, у нее могут начаться проблемы. Например, вряд ли кто-то пять лет назад мог знать, что появится Uber. В точке перегиба не имеет значения, насколько крупный и успешный бизнес — если он промедлит с реакцией, он может упасть с вершины успеха и больше никогда туда не вернуться.
Организации далеко не всегда видят точки перегиба. Независимо от того, насколько хорош ближний и дальний фокусы предприятия, ему все равно трудно не сорваться с вершины конкуренции на мировом рынке. Дерзкий стартап может подобраться к бизнесу любой компании окольными путями, поэтому важно быть готовым к неожиданностям. Технологии играют центральную роль в современной бизнес-среде, поэтому организации как никогда раньше вынуждены полагаться на системы, которые не требуют особой сноровки, чтобы внедрить их, которые должны быть отзывчивыми, простыми в управлении и их можно относительно просто перенастроить, чтобы они отвечали новым требованиям бизнеса. Простота — суть цифровой трансформации.
Три ключевых типа точек стратегического перегиба
Чтобы оказаться на вершине точки перегиба во всеоружии, предприятия должны знать к какому типу она относится или, другими словами, знать, с чем им предстоит столкнуться. В некоторых случаях это будет один тип, в некоторых — другой, но для того, чтобы знать, какой из них в той или иной ситуации окажет решающее воздействие, нужно знать о всех трех типах — иначе появление дерзкого стартапа может сбить с толку. Одной из точек перегиба, которая сегодня актуальна и приобретает все большее значение, является внедрение новых бизнес-моделей, моделей «выхода продукта» на рынок и т. д. Сервитизация (servitisation) — это показательный пример того, когда производители «вещей» не только продают их, но и выстраивают вокруг них экосистему сервисов. В конечном результате они могут в принципе отказаться от реализации продуктов, сделав их доступными «в виде услуги» (as a service), которая будет включать обслуживание, поддержку и другие дополнительные услуги.
Понимая, насколько важно предприятиям расширить свой бизнес за счет таких областей, как сервитизация, где «все» пересекается или соединяется, мы считаем важным создавать софт на основе открытых API. «Все» — это ПО, активы, продукты, жизненные циклы продуктов, которые, чтобы проложить путь к прорывным вариантам развития, должны быть «подключенными». В будущем в бизнесе не должно быть никаких островов. Все должно быть простым, легким и максимально быстрым. Вне зависимости от того, ориентируется ли предприятие на потребительский рынок или у него B2B-направленность, его процветание немыслимо без участия людей, будь то его собственные сотрудники или те, кто взаимодействует с ним.
Главное, что и те, и другие не должны чувствовать дискомфорта при работе с системами. Собственно, вторая точка перегиба затрагивает людей и опыт. Все люди ожидают от пользовательских интерфейсов простоты, чтобы панели мониторинга подавали информацию в понятном виде и ими было так же просто управлять. Чтобы человек интуитивно понимал, как добиться цели, не обращаясь к специалисту службы технической поддержки или подсказкам. Жизненно важно подходить к проблеме «людей и опыта» уже сейчас, потому что через несколько лет рынок труда будет испытывать еще большую нехватку квалифицированных кадров, и, как следствие, люди будут стремиться к поиску работодателей, которые все делают понятным для сотрудников образом.
Третья точка перегиба не менее важна, чем первые две. Это — автоматизация и эффективность. Обычно она касается предприятий, деятельность которых характеризуется такими избитыми фразами, как «sweating the assets» (выжать максимум из своих активов) и «doing more with less» (делай больше при меньших затратах). По сути, все сводится к тому, чтобы извлечь максимально возможную пользу из данных, которые накапливает предприятие. Это еще одна область, где важную роль играют открытые API, потому что поставщики технологий часто намеренно усложняют фильтрацию данных клиента или объединение наборов данных (возможно, из-за желания монетизировать процесс). Гораздо лучше, когда системы в равной степени ориентированы на настоящее и на будущие, чтобы можно было без труда привлекать новые данные, также легко изменять или даже исключать процессы, чтобы повышать эффективность без ущерба непрерывности бизнеса.
Открытая архитектура — это простота
Как правило, основой для управления данными на предприятии служит система ERP. Она должна быть простой, чтобы с ее помощью можно было без особых проблем обмениваться данными или получать их из других источников. Такая система не должна служить препятствием для доработки и ограничивать доступ, который может потребоваться для более сложных, специализированных режимов работы. Вооружившись принципами открытости, лучшие инструменты ERP могут укрывать от пользователя свою сложность и выступать в роли настоящего помощника бизнеса. Сам по себе фокус на технологии может сбивать с толку или вызывать отторжение, если только их внедрение не опирается на принцип простоты. Последняя будет стимулировать постоянную трансформацию бизнеса и позволит более быстро реагировать на возникающие на горизонте точки перегиба.