CEO консалтинговой компании Korn Ferry Гэри Бернисон рассуждает на портале Enterprisers Project о том, как удаленная модель работы неожиданно сплотила сотрудников и как это отразится на укреплении культуры труда.
Если у пятерых человек спросить, что такое культура, вы получите семь разных ответов. Это миссия? Ценности или принципы? Рабочий стиль одежды? По общему признанию, это довольно расплывчатый термин. Культура — то, как организация выполняет работу, чтобы добиться результата. Сегодня крупнейший в мире эксперимент под названием «работа из дому» дает возможность более глубоко проникнуть в будущее бизнес-модели организации (недвижимость, цепочка поставок, рабочая сила, управление и т. д.) и извлечь положительные уроки, которые нам преподносит кризис. Например, мог ли кто-нибудь предположить, что социальная изоляция и удаленная работа объединят людей?
Буквально на днях я обнаружил, что сценарий работы, «прописанный» для удаленных сотрудников, которым руководствовались еще месяц назад, потерял актуальность. В ходе беседы с советом директоров меня прервали двое моих детей студенческого возраста. Они попросили меня назвать им пароль к Wi-Fi, который я сменил прошлой ночью. Я написал для них пароль, но при этом не прервал разговор с моими коллегами, поэтому они стали невольными свидетелями нашего разговора. Что важно, мне и в голову не пришло, что нужно перевести конференцию в беззвучный режим или отклонить ее, тем более что совет в течении нескольких секунд терпеливо дожидался окончания моего разговора с детьми.
Еще не так давно люди делали все возможное, чтобы избежать предательских звуков или картин, которые раскрывали их инкогнито «я работаю из дома». Теперь это саундтрек нашей жизни — и лидерам нужно дать четкий сигнал, что это не только хорошо, но и должно стать нормой. Таким образом, мы пожаловали в новый мир труда и сопутствующей ему культуры. Ниже несколько мыслей по этому поводу.
Желание реального общения
В настоящее время 90% из более чем 9000 сотрудников Korn Ferry работают удаленно. Аналогичная ситуация наблюдается и у других фирм. Несмотря на то, что люди пребывают в социальной изоляции, у них существует реальное желание видеть друг друга. В этом нет ничего удивительного учитывая, что люди — существа социальные. Они хотят быть любимыми, ощущать принадлежность к своему окружению или семье. Именно поэтому все больше и больше людей в это смутное время желают общаться по видеосвязи, тогда как всего лишь месяц назад их вполне устраивала голосовая связь. И дело здесь вовсе не в том, чтобы принарядиться, на самом деле это не имеет ничего общего с эпохой Instagram.
Люди хотят, чтобы их воспринимали такими, какие они есть на самом деле. Чем больше «неподключености» и естественности, тем лучше. Сотрудники часто ненамеренно раскрывают детали своей домашней обстановки, приспособленной для рабочих целей, и по этой причине домашние питомцы часто попадают в кадр, становясь звездами шоу. Эти мелкие детали являются частью связующей ткани между людьми.
Когда вопрос «Как дела?» — не праздное любопытство
Вынужден признать, что я называл этот вопрос «тремя самыми бесполезными словами в мире общения». Его задают тогда, когда не знают о чем спросить. Так было до недавних пор. Каждый конференц-звонок или разговор в наши дни начинается с искренних расспросов о том, как живут люди и их близкие. Люди начали выражать искреннюю заботу о своих коллегах из Азии, когда там вспыхнул вирус COVID-19, и теперь, когда он там начал отступать, они уже начали предлагать свою помощь и поддержку коллегам из Европы и Америки.
Когда сегодня я спрашиваю у кого-то «Как дела?», люди не пытаются отделаться парой дежурных фраз типа «У меня все в порядке», они стали более искренними. Одна женщина поведала мне о своем сыне, у которого была лихорадка. Другой человек поделился опасениями по поводу близких, которые застряли в Южной Америку из-за проблем со здоровьем и не могут вернуться в США. Кто-то еще рассказал, что у его отца рак простаты, но сейчас он не может пройти курс лечения. Это истории, которыми нужно делиться.
Превращение обычного в необычное
Разрыв связей не лишает нас привычек. Даже если все не укладывается в рамки привычного, размеренного образа действий, мы стараемся сохранить ощущение нормальности. Сотрудники, которые раньше один или два раза в неделю вместе обедали, теперь делают это по Facetime. Они проводят видео-экскурсии по своим удаленным рабочим местам, создают виртуальные сообщества, в конце недели собираются, чтобы вместе провести виртуальные «счастливые часы», причем эти компании зачастую стали больше и их члены стремятся видеться чаще, чем это было до пандемии. Эти виртуальные встречи возвращают людей в нормальное состояние, из которого им не по своей воле пришлось выйти на некоторое время.
Мы снова «пожмем друг другу руки»
Через какое-то время вирус отступит и все вернутся к рабочим будням. Социальная дистанция между людьми сократится, но мы уже не будем такими, как прежде. Длительное время разлуки станет причиной того, что мы будем больше ценить общество друг друга. Как написал мне один CEO в электронном письме: «Надеюсь в будущем пожать вашу руку, когда мы снова это сможем делать». Этот простой жест мы воспринимали как должное, но так уже никогда не будет.
Что изменилось навсегда
Культура труда навсегда изменилась. Когда придет время возвращаться в офис, появятся новые методы работы, сотрудничества, которые станут более эффективными. Прежде всего, руководители, которые в прошлом привыкли по роду деятельности часто путешествовать, но последние несколько недель вынуждены были неотлучно оставаться дома, наверняка переосмыслят свою модель работы. Лично мне за это время пришлось отменить несколько поездок. Принимая эти решения, я спрашивал себя: повлияли бы эти поездки на что-либо? В конце этого кризиса в мире труда произойдет драматический сдвиг.
Недавно руководитель консалтингового бизнеса Korn Ferry Марк Ариан поделился со мной такой историей: в 17 веке тогда еще