Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал востребованность цифровых технологий в компаниях сектора интеллектуальных услуг и эффекты от их применения. Проведенный опрос руководителей, в частности, показал, что инструменты анализа больших данных используют почти 50% компаний, а технологии виртуальной и дополненной реальности — лишь 5,4%. В целом по сектору около 80% компаний еще до массового освоения цифровых инструментов в период пандемии внедряли различные их виды для оптимизации бизнес-процессов и повышения конкурентоспособности.
В 2019 г. в рамках Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провели опрос руководителей компаний. Респонденты представляли более 600 организаций, работающих в сфере информационных технологий, права, бухгалтерского учета, аудита, управленческого консалтинга, архитектуры, инжиниринга, промышленного дизайна, рекламы, маркетинга и исследований рынка. В выборку вошли крупные фирмы и представители малого и среднего бизнеса, ведущие деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, а также других городах-миллионниках. Респондентам было предложено ответить на серию вопросов о востребованности цифровых технологий и их роли в деятельности компании.
Три четверти компаний сектора интеллектуальных услуг отметили высокую значимость цифровых технологий для ведения бизнеса, трансформации продуктовой линейки услуг и оптимизации процессов. Среди них 49,7% организаций выделяли большие данные, включая предиктивную аналитику. На втором месте оказались технологии компьютерного инжиниринга (19,%), особенно активно они используются в сфере архитектуры и инжиниринга (46,8%). Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения наиболее широко распространены в управленческом консалтинге (38,9%) и в сфере ИТ-услуг (26,8%), а технологии беспроводной передачи данных (5G, NFC и т.д.) равноценно представлены во всех отраслях сектора. Технологии виртуальной и дополненной реальности чаще востребованы в сфере рекламы и маркетинга, однако в целом их значимость пока еще остается невысокой.
Результаты опроса показали, что позитивные эффекты от цифровых технологий наблюдаются в части взаимодействия компаний с клиентами, повышения эффективности их бизнес-процессов и операционной деятельности. Так, организации сектора интеллектуальных услуг вдвое чаще отмечают увеличение скорости взаимодействия с клиентами (53,6%), чем снижение его стоимости (26,9%) или персонализацию клиентского опыта (27,4%).
Эффективность и гибкость бизнес-процессов возросла у 47,7 и 34,9% компаний соответственно. В отношении операционной деятельности наиболее сильным эффектом респонденты считают снижение себестоимости продуктов и услуг (41%) и значительно реже достигают сокращения финансовых и опера-ционных рисков (20,8%) или расширения кооперации в рамках экосистем (19%). Ключевые вызовы, связанные с развитием цифровых технологий, организации сектора видят в росте потребности в переобучении сотрудников и найме специалистов с иным профилем навыков (49,7%), а также необходимости искать дополнительные источники финансирования для внедрения этих технологий (46,9%). Каждая третья компания опасается конкурентного давления со стороны новых игроков (в первую очередь технологических компаний) и широкого распространения киберугроз, а каждая пятая — усиления регуляторных требований и роста зависимости от внешних партнеров в рамках построения экосистем.
Наиболее серьезное влияние на бизнес российских компаний сектора интеллектуальных услуг оказывают технологии больших данных и предиктивной аналитики. Ключевыми положительными эффектами от развития цифровых технологий являются повышение скорости взаимодействия с клиентами и эффективности бизнес-процессов. Вместе с тем использование таких технологий сопряжено с вызовами в части поиска источников инвестиций для их внедрения и необходимости развития человеческого капитала.