Прошла неделя. И снова Потапычу позвонили из телестудии.
— Доброе утро! Ваша передача имела огромный успех. Вы сможете нам помочь? Принять участие в вечерней телепередаче? Мы вас ждем сегодня вечером.
— Договорились.
Настал вечер.
— Добрый вечер. Снова мы с вами будем говорить о мошеннических атаках в эпоху карантина.
— Добрый вечер! Итак, следующая наша история.
Неудавшееся путешествие
— Вы любите путешествовать?
— Конечно, а разве вы, Потапыч, не любите?
— Люблю. Наверное, путешествовать любят все. Именно на этом пытаются активно «сыграть» и мошенники. Ведь у многих наших граждан отпуска не удались. Закрытие границ и массовые отмены рейсов создали целые «центры возврата» денежных средств авиалиний и отелей.
— Это как? Преступники предлагают возвратить деньги?
— Да. Преступники воспользовались тем, что авиакомпании не справлялись с возвратом денежных средств за отмененные рейсы и предлагали своим клиентам ваучеры на сопоставимую сумму. Мошенники связывались с клиентами, которые планировали свои перелеты в этом году, представлялись сотрудниками перевозчика и предлагали получить ваучер у них. Если клиент просил все же вернуть ему деньги, злоумышленники обещали «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение.
— Понятно. Они брали деньги и ничего не возвращали?
— Конечно, они ведь и не могли ничего вернуть.
Двойной обман
— Представьте, что вы уже пострадали от интернет-мошенников. Естественно, вы бы хотели получить компенсацию. Вот на этом и сыграли мошенники.
— А что, разве можно получить компенсацию?
— Конечно нет. Разумеется, никакой компенсации пострадавшие не получали, зато снова предоставляли мошенникам данные банковских карт и лишались очередной суммы денег.
Злоумышленники действуют под видом несуществующих организаций — Международной службы «Единый центр возвратов», «Национального Лотерейного Содружества», «Центра финансовой защиты» и др. Всего обнаружено более 170 доменных имен, зарегистрированных на одно и то же лицо.
Фишинг под новым соусом
— В период пандемии самой большой популярностью у мошенников пользуются поддельные сайты, предлагающие купить средства защиты, лекарства или вакцину, сделать недорогой анализ на коронавирус, сделать пожертвование в фонды, связанные с COVID-19. Появились, например, сайты, на которых размещены поддельные карты распространения вируса. Когда пользователь посещает такой сайт, на его гаджет устанавливается вирус-вымогатель либо используется уязвимость в браузере. Это приводит к утечке персональных и платежных данных пользователя.
— И что же делать?
— Учитывать, что мошеннические ресурсы очень похожи на оригинальные, поэтому при вводе данных карты в Интернете следует внимательно проверять ссылку в адресной строке браузера, стараться использовать проверенные интернет-магазины и не устанавливать приложения не из магазинов производителей.
Старые добрые «сотрудники» службы безопасности банка
— У вас было такое, чтобы вам звонили из службы безопасности вашего банка?
— О да! И даже просили установить какое-то ПО.
— Запомните! Банки никогда не просят устанавливать стороннее ПО, переводить деньги на другие счета или совершать тестовые платежи, а для блокировки выявленных банком подозрительных транзакций банку требуется голосовое подтверждение клиента.
Часто «а-ля сотрудники банка» используют новейшие технологии. Например, якобы для отмены мошеннической операции просят назвать СМС-код через «автоматизированную систему» или голосового помощника. Как показывает практика, доверия к таким ноу-хау у клиентов больше.
Кроме того учтите, что необходимо внимательно читать СМС и push-уведомления, которые приходят с кодами для подтверждения платежей. Коды для подтверждения платежа никому не сообщать, они предназначены только для самостоятельного ввода держателями карт.
— Ой, вы рассказали нам столько интересного. Можно попросить вас иногда приходить к нам и помогать людям справляться с такими историями?
— Конечно. Я буду только рад, если мои рассказы помогут кому-то из ваших зрителей!