Специалисты компании Cisco использовали время, в течение которого корпоративные заказчики во всем мире перестраивали свои бизнесы под изменившиеся из-за пандемии реалии, для сбора информации, чтобы осознать эти реалии и понять, как перестраивается деловая активность клиентов.

Перестройку переживала и сама Cisco. Преодолевая последствия пандемии, ее руководство вместо возврата к прежнему состоянию стремилось искать возможности прогрессивного развития. Цель такой стратегии состояла в том, чтобы разрабатывать технологии и создавать продукты, востребованные заказчиками в новых условиях и одновременно соответствующие позициям социальной ответственности компании.

Проанализировав и обобщив накопленные данные, специалисты компании в рамках виртуальной конференции Cisco Live ‘2020 провели круглый стол под названием «Новая нормальность», в ходе которого рассказали, с какими ключевыми технологическими тенденциями сталкиваются организации по мере вживания в новую реальность.

Пандемия, по словам ведущего технического специалиста Cisco Чинтана Пателя, привела к фундаментальным изменениям в цифровом мире. Он полагает, что осознание новой нормальности, вероятно, станет важной темой обсуждения нынешним летом; термин получит самые разные толкования и будет воздействовать на различные сектора экономики и общество в целом. Но есть, по его мнению, и некоторый общий взгляд на трактовку этого термина.

По словам Чинтана Пателя, несмотря на некоторые первоначальные сложности, пандемия не сломала Интернет, и даже наоборот — Сеть наглядно продемонстрировала быстрое реагирование на сбои и поддержку работоспособности эластичной, глобально масштабируемой сетевой инфраструктуры.

COVID-19 резко ускорил те очевидно обозначившиеся до начала пандемии успехи использования Интернета, например, в электронной коммерции, заметно теснившей продажи обычных магазинов. Компании, которые хотят сохранить конкурентоспособность, вынуждены искать новые возможности для предоставления онлайн-услуг, совершенствовать на базе онлайновых технологий системы логистики и взаимодействия с партнерами. Те, кто имел онлайн-стратегии до пандемии, ищут способы их улучшения.

Порожденные пандемией требования к физиологической гигиене ускорили переход к голосовым интерфейсам управления и бесконтактным способам платежей, ограничивающим физические контакты людей с поверхностями и друг с другом.

Провайдеры дистанционных услуг телемедицины и виртуальных врачебных консультаций сообщили о росте этих услуг на 50%. Переход от офисной формы работы на удаленную позволил некоторым контакт-центрам на 40% увеличить производительность персонала (теперь удаленного).

Существуют компании, планирующие по окончании пандемии вернуть (если не всех, то какую-то часть) своих сотрудников в офисы. Они озаботились созданием, с одной стороны, безопасной для здоровья, а с другой — не снижающей продуктивность работы среды. Руководство думает о более широких коридорах с движением людей в одну сторону, об улучшенной фильтрации воздуха в офисах, о бесконтактном управлении лифтами, об использовании антимикробных материалов при строительстве новых офисов и о расширении практики видеоконференций для тех, кто останется на удаленной работе. В перспективе в Cisco прогнозируют резкий рост числа гибридных мероприятий: когда одни участники встречаются лично, а другие общаются виртуально.

Руководителям компаний предстоит разработать стратегии перехода от состояния быстрого реагирования на произошедшие изменения к предстоящему стабильному состоянию, создать с учетом пережитого более устойчивые и гибкие бизнес-модели.

За время пандемии резко изменилось образование: более 1,2 млрд. детей перестали посещать школы. Исследования Cisco показывают, что обучение в режиме онлайн занимает меньше времени и помогает хранить информацию столько, сколько нужно обучаемому. Это открывает перспективы для распространения такой формы обучения в будущем.

Рост сетевого трафика, который эксперты Cisco прогнозировали на два года, из-за пандемии произошел практически мгновенно, а те нагрузки, что сетевые операторы считали пиковыми, превратились в круглосуточные; к тому же можно сказать наверняка, что потребность в сетевых соединениях также будет расти. Это заставило поставщиков онлайн-услуг и технологические компании (в том числе и Cisco) быстро перейти к созданию дополнительных мощностей и обеспечению бесперебойной работы сетей. При этом всем участникам ИТ-рынка и ИТ-пользователям нужно учесть, что требования к обеспечению безопасности сетевых подключений будут только увеличиваться.

Опыт российского офиса Cisco, по словам директора по технологиям Cisco в России и СНГ Андрея Кузьмича, подтверждает выводы зарубежных коллег. Он согласен с тем, что цифровая витрина в том или ином виде стала обязательным атрибутом любой современной российской компании независимо от характера ее бизнеса — вряд ли корпоративная структура найдет сегодня клиентов и партнеров, не будучи представленной в Интернете, а в пору пандемии данное обстоятельство усугубилось резким снижением нецифровых деловых контактов.

Андрей Кузьмич обратил внимание на резкий рост потребности российского рынка в инструментах поддержки дистанционного обучения. Это, по его прогнозу, в дальнейшем, со спадом пандемии, ускорит развитие гибридной формы образования, когда к традиционной форме подключаются электронные системы управления обучением, системы поддержки онлайновых уроков, лекций и семинаров, распределения домашних заданий, сбора ответов, удаленного анкетирования.

Российские компании, как и их зарубежные коллеги, интенсивно внедряли системы поддержки удаленной работы (а чаще наращивали мощности таких систем). Разумеется, остались предприятия и организации, в которых живое присутствие на местах осталось обязательным, — у них в плане использования удаленной работы ничего не изменилось.

Согласно наблюдениям Андрея Кузьмича, пандемия усилила в мире интерес к автоматизации и роботизации — это означает снижение потребности в обязательном участии людей на производстве и транспорте, в торговых точках и т. п. Результатом может стать возврат производства из стран с дешевой рабочей силой в экономически развитые.

Переход к новой нормальности, по мнению Андрея Кузьмича, запустит «качели» от порожденных ею положительных факторов к утрачиваемым явлениям вчерашней реальности. Так, до пандемии было немало компаний, отдающих предпочтение офисной работе персонала, в первую очередь его креативной части. В их числе оказалась и IBM, которая раньше, когда только начиналось распространение персональных компьютеров, выступала как раз апологетом удаленной работы. Пандемия возвращает бизнес к «удаленной модели».

Пандемия показала, что не все существующие облачные среды готовы выдержать нагрузки, резко возросшие из-за перехода людей на работу из дома. Оказалось, что не у всех есть высококачественный домашний Интернет, способный обеспечить не только полосу пропускания, но и малые задержки, пригодные для поддержания интерактивного удаленного общения. Это показывает, в каком направлении сетевым компаниям и сервис-провайдерам предстоит поработать в первую очередь.

Другим примером непродуманности современных корпоративных ИТ-инфраструктур оказались недостаточные мощности корпоративных кластеров VPN, через которые подавляющее большинство российских компаний реализует удаленный доступ сотрудников к корпоративным ИТ-ресурсам. По этой причине начиная с середины марта и по конец апреля ИТ-службам российских компаний (прежде всего крупных) пришлось спешно наращивать производительность VPN-кластеров.

На время пандемии Cisco предложила своим клиентам (и не только) возможность бесплатно использовать собственную технологию Webex для удаленной работы, которая не применяет VPN. Спрос на нее в России и по всей Европе вырос в разы.

Как полагает Андрей Кузьмич, можно ожидать, что в структурах с вертикальной иерархией управления (в отличие от распределенных или матричных структур) у руководителей может сложиться ощущение, что они теряют контроль над персоналом, а это выливается в активное неприятие модели работы вне офиса. Результатом может стать расширение рынка инструментов, предназначенных для удаленного контроля.

По мнению Андрея Кузьмича, новая нормальность означает резкий и масштабный переход в новое состояние, которое в общем-то соответствует направлению развития до пандемии. Просто пандемия ускорила те изменения, вектор которых на самом деле наметился давно. Тормозом развития в этом направлении часто оказывается регуляторика, особенно ярко проявляющаяся в нашей стране в области медицины и организации документооборота.

В целом же ориентиры развития, на которые указывают эксперты Cisco своим заказчикам и клиентам, можно отнести к ординарным: пересмотреть приложения с учетом удаленной работы; озаботиться безопасностью данных; изменить инфраструктуру с учетом пережитого опыта; пересмотреть механизмы авторизации пользователей.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT