Цифровизация давно стала неотъемлемой частью жизни современного человека. А в период пандемии она вошла в жизнь даже тех, кто этому еще пытался сопротивляться. Если до пандемии очные встречи и живое общение были обязательной частью взаимодействия компаний с партнерами и клиентами, то с введением карантина все вовлеченные участники были вынуждены адаптироваться к новым реалиям. Как результат такой вынужденной трансформации — изменение коллективного менталитета и подхода к общению в бизнесе.
Онлайн-встречи и совещания стали более формализованными, появился цифровой этикет: своевременное подключение к конференц-звонкам, выбор подходящего фона и соответствующей обстановки, обязательное включение камеры и подходящий внешний вид. Во время общения действуют неофициальные правила выключения микрофона, когда выступает другой человек, поддержания зрительного контакта с собеседником, а также соблюдение тайминга. К тому же новая реальность потребовала хорошей технической оснащенности и подготовки. Сейчас уже нетактично ссылаться на качество связи и звука.
Новые условия потребовали и освоения современных технологий. Сегодня тот, кто не умеет пользоваться Zoom, Meet, Teams и другими платформами для онлайн-общения, теряет много. Уже после отмены карантина мы видим, что требования встречаться с клиентом в офлайне нет. Встречи продолжают проводиться в онлайн-формате. С точки зрения бизнес-процессов цифровое общение сильно увеличило производительность в компании. К примеру, наш коммерческий отдел проводит в несколько раз больше встреч, чем до пандемии. Отсюда результат — количество лидов и проектов возросло. Мы часто проводим онлайн-обучение партнеров, и возвращаться к очному формату не собираемся. Если раньше подготовка и организация таких мероприятий отнимала много времени и ресурсов, то теперь все происходит намного быстрее и эффективнее. Для подготовки онлайн-обучения требуется только создание ссылки и отправки приглашений всем участникам.
Пандемия повлияла и на бизнес-общение в мессенджерах. Сегодня на первый план выходит требование своевременности ответа. Работа в удаленном режиме и вызванная этим фактом необходимость активизации деловых чатов выработала у людей привычку оперативных ответов на сообщения в мессенджерах от коллег и бизнес-партнеров. Время отправки бизнес-сообщений ограничивается 20:00.
При этом руководителям компаний уже в постпандемийное время необходимо искать баланс между онлайн- и офлайн-общением. Дело в том, что нехватка живого общения привела к потере возможности обмена идеями между сотрудниками. По данным разных исследований, работа на удаленном режиме повлияла на общее количество рабочих часов в день — в среднем оно возросло на 30%. А мы знаем, что, концентрируясь на текущих задачах и бизнес-процессах, можно потерять возможность абстрагироваться и увидеть общую картину. Поэтому считаю, что в новых условиях 80% общения может проходить в цифровом формате, а 20% всё же стоит оставить для очных встреч.