О том, что основным ресурсом ИТ-компаний является персонал, говорит хотя бы то, что именно на него, по оценкам АПКИТ, РУССОФТ и других ассоциаций, приходится до 80% расходов данных компаний. О важности подготовки, развития и удержания ИТ-специалистов свидетельствует и наличие в рамках НП «Цифровая экономика» федеральной программы «Кадры для цифровой экономики», расходы на которую на этот год запланированы в размере 13 335,81 млн. руб., а на будущий — 22 456,74 млн. руб. (практически полностью из федерального бюджета).
Пять категорий ИТ-специалистов
Тут, конечно, возникает вопрос, кого именно считать ИТ-специалистами, и о каких именно специальностях (направлениях обучения) шла речь, когда, выступая в июле этого года в Госдуме с отчетом о работе правительства премьер-министр Михаил Мишустин озвучил, что в этом году в нашей стране ИТ-первокурсников будет на 20% больше, чем в минувшем, а в
Официальный ответ на этот вопрос дает приказ Минэкономразвития № 41 от 24.01.2020 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“». В нем есть перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, используемый при расчете показателя «число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям», содержащий свыше 20 кодов, разбитых на пять укрупненных групп специальностей (УГС):
- математика и механика (01.00.00);
- компьютерные и информационные науки (02.00.00);
- информатика и вычислительная техника (09.00.00);
- информационная безопасность (10.00.00);
- электроника, радиотехника и системы связи (11.00.00).
Важно отметить, что так было не всегда. Раньше, с точки зрения Минобрнауки, айтишными считались лишь специальности, которые ФГОС’ы ВПО относили к семейству 09.00.00. Именно по этим специальностям и было предусмотрено (см. здесь и здесь) резкое увеличение количества «ИТ-бюджетных» мест в российских вузах с 24 992 в 2014/2015 учебном году до 32 806 в 2015/2016 учебном году и до 42 833 в 2016/2017 учебном году. Для сравнения: согласно ныне действующей редакции ФП «Кадры для цифровой экономики» в этом году количество бюджетных мест в вузах по ИТ-cпециальностям должно увеличиться до 60 000, а в 2024 г. количество ИТ-первокурсников на бюджетных местах предполагается увеличить до 120 000 человек.
Претворятся ли эти планы в жизнь? Проще говоря, найдется ли достаточное количество молодых людей, желающих поступить в вузы по 20 с лишним ИТ-cпециальностям?
Темпы роста спроса на ИТ-специалистов превышают темпы роста числа желающих ими стать
В этом году, видимо, найдется. Но, как говорится, со скрипом. Из июльского пресс-релиза Рособрнадзора следует, что в нынешнем году в ЕГЭ по информатике и ИКТ приняли участие 83 610 человек, что на 3554 человека (на 4,44%) больше, чем в
Обратите внимание и вот на что: в этом году количество бюджетных мест в вузах по ИТ-cпециальностям должно увеличиться на 20%, а количество выпускников, желающих эти места заполнить — лишь на 4,44%. Понятно, конечно, что ИТ-абитуриентами становятся не только выпускники школ соответствующего года. Но существенный разрыв в темпах роста этих двух показателей вызывает озабоченность и требует принятия эффективных «ИТ-образовательных маневров».
Справедливости ради необходимо отметить, что наиболее дальновидные ИТ-предприниматели еще в 2012 г. году обращали внимание на необходимость повышения престижа ИТ-специальностей среди школьников. При этом высказывалось много интересных идей достижения данной цели. Видимо, есть смысл вернуться к обсуждению идей в этой области и предпринять конкретные шаги. А то ИТ-отрасли уже в обозримом будущем могут грозить серьезные проблемы с высококвалифицированными молодыми кадрами. Да и не только ИТ-отрасли, но и компаниям, в штатном расписании которых немало ИТ-cпециалистов.
Напомним: в недавнем исследовании «ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г.», проведенном АПКИТ по заказу Минкомсвязи и при поддержке АНО «Цифровая экономика», отмечалось, что в настоящее время в нашей стране общая численность ИКТ-кадров составляет около 1,8 млн. человек, из которых 0,95 млн. заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях, 0,5 млн. — в ИТ-отрасли, и 0,35 млн. — в сфере телекоммуникаций.
О разнообразии вузов, готовящих ИТ-специалистов
Есть проблемы и у тех, кто решил получить высшее ИТ-образование. Главная из них: какой вуз и какое направление обучения выбрать? Выбор здесь огромен. Из сайта «Статистика российского образования», который ведет ФГАУ НИИ ИТТ «Информика», следует, что в настоящее время система высшего образования нашей страны объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн. человек. При этом преподавательский состав государственных вузов включает 265 тыс. человек, из которых 153 тыс. — кандидаты и доктора наук. В негосударственных вузах насчитывается свыше 42 тыс. преподавателей. То есть возможности негосударственных вузов нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать.
Член Рабочей группы по кадрам для Цифровой экономики и координатор Комитета по образованию АПКИТ Игорь Кузора полагает, что ныне в нашей стране ИТ-бакалавров по тем или иным ИТ-специальностям, перечисленным в вышеупомянутом приказе Минэкономразвития № 41, готовят
Так какой вуз лучше выбрать? На этот вопрос Игорь Кузора отвечает так: «В рамках профессионально-общественной аккредитации АПКИТ проводит экспертизу ИТ-образовательных программ на их соответствие профстандартам в области ИТ. Результаты этой экспертизы показывают, что даже в очень сильном по тому или иному рейтингу вузе может быть не очень удачная ИТ-образовательная программа, и наоборот. Хотя такие несоответствия — скорее исключения из правил. На мой взгляд, из всех рейтингов вузов особый интерес представляет „Рейтинг технических вузов России 2020. Список лучших вузов по уровню зарплат выпускников
Резюме. Все решают не просто кадры, а высококвалифицированные кадры
Впрочем, среди основных задач ФП «Кадры для цифровой экономики» значится не только подготовка большого количества ИТ-специалистов (до 120 тыс. человек в год), но и еще большего (до 800 тыс. человек в год) количества специалистов, обладающих, причем на современном уровне, компетенциями в области ИТ. Как обеспечить не только количество, но и качество этих специалистов — тема отдельного разговора.
Подчеркнем: на разного рода ИТ-конференциях речь, как правило, заходит не о дефиците ИТ-кадров и кадров, обладающих компетенциями в области ИТ, а о дефиците высококвалифицированных кадров. То есть кадров, способных использовать самые современные информационные технологии для решения конкретных задач, стоящих перед предприятиями и организациями.